Активные методы обучения и развития младшего школьника.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Мазурова Оксана Викторовна

В данной презентации рассматриваются различные активные методы обучения на уроках в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М ОАУ СОШ № 1 Активные методы обучения и развития младшего школьника . Подготовила : учитель начальных классов Мазурова О. В.

Слайд 2

активные методы обучения Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Слайд 3

Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений в течении урока изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой: ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности; темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения; нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации; общение в системе ученик-учитель; наличие творческих заданий ; демократический стиль обучения.

Слайд 4

подразделяются: Методы начала урока; Методы выяснений целей, ожиданий, опасений; Методы презентации учебного материала; Методы организации самостоятельной работы; Методы релаксации; Методы подведения итогов.

Слайд 5

Методы начала урока Цель: настроить детей на продуктивную работу. « Мой цветок» « Поздоровайся локтями» « Летающие имена» « Улыбка» « Дерево дружбы»

Слайд 6

Метод “Поздоровайся локтями”. Цель: в стреча друг с другом, приветствие, знакомство . Численность: – весь класс. Время: – 3–5 минут. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны .

Слайд 7

Метод «Поздоровайся локтями». Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Слайд 8

«Дерево Дружбы» Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы.

Слайд 9

«Дерево Дружбы» Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного ”. За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.

Слайд 10

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений. Цель: выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения. «Фруктовый сад» « Разноцветные листы» « Список покупок» « Поляна Снежинок» « Солнышко и тучка» Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам , вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.

Слайд 11

Метод «Солнышко и туча». Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников. По количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Слайд 12

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 13

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах.

Слайд 14

Методы презентации учебного материала . Цель: предоставление нового материала . Вот здесь – то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя можно использовать следующий метод представления нового материала. « Белые пятна » или «Инфо- угадай-ка» « Кластер» Составление «Синквейна»

Слайд 15

м етод «ИНФО - УГАДАЙ-КА» На доске или в презентации таблица. В центре указано название темы(весна).Остальное пространство листа разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора № 1 , учитель вписывает название раздела темы, о котором он сейчас будет говорить(изменения в неживой природе). Обучающимся предлагается обдумать, о чём далее пойдет речь в сообщении. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся в таблицу по ходу сообщения (солнце светит ярче, теплеет, тает снег и лед и др.). Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во сектор № 2 название второго раздела темы (изменения в живой природе), и так далее. Таким образом "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Слайд 16

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна . На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна . На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Слайд 17

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол

Слайд 18

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ЕХАЛ СРАЖАЛСЯ ПОБЕДИЛ ГЕРОЙ ХРАБРЫЙ МОГУЧИЙ ВСЕМ ЛЮДЯМ ДАРИЛ РАДОСТЬ

Слайд 19

Методы релаксации Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть к методам отвлечения внимания. «Тряпичная кукла и солдат». Проведение : исходное положение – стоя . Учитель: « Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева .» Другие активные методы: «Постройся по росту», «Пантомима», «Муха ».

Слайд 20

Методы организации самостоятельной работы Цель: закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. « Картина» « Ключ» « Лото» « Домино» «Парный выход» «Карусель» «Магазин» «Да и нет»

Слайд 21

«Парный выход». Используется на уроке русского языка. Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий . Проведение: учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Слайд 22

Игра – ассоциация « Словесная цепочка» Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”… Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Слайд 23

Игра «Карусель». Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.

Слайд 24

Игра «Да» - «Нет» В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» – «Нет». Вопрос читается учителем один раз, переспрашивать нельзя. За время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет ». Её с успехом можно применять на разных уроках. Метод «Контролёр» Его хорошо применять на уроках чтения. Он активизирует внимание всех учеников на читаемом тексте. Суть в следующем: один ученик читает вслух, остальные – контролеры, у них в руках перевернутые карандаши. Как только читающий делает ошибку, контролеры должны стукнуть по парте карандашом один раз. А читающий должен сразу исправить свою ошибку.

Слайд 25

Методы подведения итогов. Цель : подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить внимание на следующем уроке. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы: «Дерево дружбы» «Солнышко и тучка» «Ромашка» « Корреспондент » «Итоговый круг» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока или мероприятия, записанные на обратной стороне.

Слайд 26

«Солнышко и туча» ( в конце урока ). Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися. Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика. Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Слайд 27

«Дерево Дружбы» (в конце урока) - Кто получил листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило. (Дети прикрепляют листики к дереву.) Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

Слайд 28

Метод исследований и проектов К активным методам обучения и развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания относятся безусловно и методы исследовательской и проектной деятельности. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. Конечно, этот возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты

Слайд 29

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»

Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели...

Игра как активный приём обучения иностранному языку младших школьников

Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процес...

Мультимедийные презентации как метод обучения и воспитания младших школьников (из опыта работы)

Статья для выступления на ГМО учителей начальных классов. В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательно...

Работа над притчами как один из методов духовно-нравственного развития младших школьников.

В статье говорится о формах и методах работы на уроках и во внеурочное время....

Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности.

Статья о методах духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной  деятельности..В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Прич...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....