Маршрутный лист разработки педагогического кейса
методическая разработка (4 класс)

В данной работе представлен вариант разбора внеурочного занятия по функциональной (финансовой грамотности). Тема занятия : «Расходы человека и семьи». 4 класс. Рассматриваются понятия "доходы и расходы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл маршрутный лист112.41 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Группа №3

Состав группы:

1. Воробьева Галина Валерьевна

2. Ларионова Мария Александровна

3. Овчинникова Елена Александровна

4.Паницкая Татьяна Ивановна

5.Санцевич Екатерина Васильевна

6.Шкодских Татьяна Андреевна

 

Легенда педагогического кейса:

  Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N  по тематике «Расходы человека и семьи» для учащихся 4 класса, в котором учатся 25 детей. Особенностями класса является то, что дети пассивные, зависимы от гаджетов, малоподвижны; часто менялись учителя и классные руководители, дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным).

Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

1.СОШ находится в малом городе N.

Можно сходить в магазин.

Небольшие доходы семей в связи с низкой зарплатой и отсутствием рабочих мест. 

2.Тема «Расходы человека и семьи»

Дети знают, что такое доходы и расходы отдельного человека и семьи в целом, бережное отношение к деньгам находится в стадии формирования, дети только учатся анализировать свои потребности и возможности семейного бюджета в удовлетворении этих потребностей.

Дети ориентированы на желательные для них траты в первую очередь. Из-за финансовой невозможности приобрести желаемое могут возникать конфликтные ситуации с родителями.

3. Класс:4

Умеют считать в пределах 1000; имеют навыки осознанного чтения; многие дети имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах.

Нет опыта дорогих покупок.

4.Кол-во обуч-ся: 25

Использовать активные формы обучения: работа в группах, ролевые игры, работа малыми группами (до 5 человек).

Сложности в организации совместной деятельности, активных форм групповой работы (от 5 человек) – (задания, обсуждение)

5.Дети пассивные, малоподвижные, зависимые от гаджетов. У детей часто менялись учителя.

Возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн и браузерные, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, мобильные и ПК приложения. Использовать занятия для сплочения.

Ограничение на использование активных соревновательных форм.

6.У семьи разный уровень дохода и социальный статус.

Родители могут помочь в учебном процессе.

Возможны конфликты из-за разного уровня материального обеспечения семей.

Планируемые образовательные результаты

Знания

Установки

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения

- что такое покупка;

- что такое грамотные и неграмотные покупки;

- грамотные покупки ведут к экономии семейного бюджета

Прежде чем тратить деньги, необходимо распределить финансы  по необходимым тратам

 Управлять и планировать свои финансовые возможности, рассчитывать затраты; выбирать наиболее важные и необходимые покупки.

Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)

Раздаточный дидактический материал

(название, № приложения)

Основные ресурсы:
1.Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова «Секреты финансовой грамоты» (пособие для учащихся)

УМК  «Введение в финансовую грамотность»

 Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность. Учебно-методический комплекс  для 2-4 классов.

Вспомогательные ресурсы:

Мультипликационный сериал Золотое яблоко - Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности | ПРЕМЬЕРА 2018! (youtube.com)

Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Методы:

1.Видео контент

2. Проблемная ситуация

Приемы:

1.Инфографика

2.Групповая работа 

Технологии:

1. Игровые (моделирование жизненных ситуаций, умение находить  пути решения проблемы через  игровую деятельность)

2. Технология проблемного обучения

3. Технология «Развитие критического мышления»

Место занятия во внеурочной деятельности

А) курс по финансовой грамотности

Б) курс по функциональной грамотности

Курс по функциональной грамотности: Тема занятия: “Бюджет семьи. Расходы”

Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)

Финансовая и математическая грамотность: числа, жизненная проблемная ситуация, сравнение величин.

Финансовая и читательская грамотность: сплошной и несплошной текст в кейсе.

Финансовая и ЕН грамотность: научное объяснение явлений по теме расходы.

Финансовая грамотность и глобальные компетенции

Финансовая грамотность и креативное мышление: творческое самовыражение.  

Финансовая и цифровая грамотность: использование цифровых мдиаресурсов

Мультиинтегративное задание:

Задание: 1. Для внеурочного мероприятия:

Составление синквейна на тему «Расходы»

Что проверяет: компетентность по теме «расходы»

Знания: понятия расходы

Умения: рациональное использование доступных материальных средств, развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.

Установки: проявлять уверенность в экономии средств  в различных жизненных ситуациях.

Ответ: 

Расходы

Необходимые, серьёзные.

Тратишь, забываешь, осознаешь.

Деньги быстро исчезают.

Мимолетность.

Пояснение: умение поэтапно подобрать верные слова и выражение, которые строятся по определенным правилам.

План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность  Тема занятия:  “Бюджет семьи. Расходы”

Этап 1. Актуализация опорных знаний

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

1. Организует актуализацию имеющихся знаний по данной теме. 

Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, по которому вы сможете сделать вывод.

Просмотр мультфильма Смешарики: «Золотое яблоко»
Золотое яблоко - Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности | ПРЕМЬЕРА 2018! (youtube.com)

1. Учащиеся смотрят мультфильм и отвечают на вопросы.

1. Учащиеся узнают, что такое расходы. 

Этап  2.         Изучение нового

1.2

2.Сформулировать, что такое расход. И как можно экономить.

– Что такое расходы?

– Что такое планируемые и непредвиденные расходы?

Давайте подумаем, когда в семье образуются сбережения, а долги?

Организация практической работы. 

2. Принимают участие в беседе, используя свои знания и опыт.

2. Учащиеся анализируют  расходы в семейном бюджете и приходят к выводу: если доходы превышают расходы, то появляются сбережения, если наоборот- то образуются долги.

Этап 3. Практическая работа по новому материалу.

1.3

3. Учитель организует практическую работу в группах или паре.

Учащимся предлагаются различные ситуации (записаны на листочках), проанализировав, которые учащиеся смогут ответить, к чему приведёт данная ситуация: к трате денежных средств или экономии?

3.Учащимся предлагается проанализировать семейный бюджет двух семей и ответить на вопрос: Как появляются долги и сбережения?

Учащиеся распределяют записанные ситуации на группы: экономия и бессмысленные траты.  

-Пойти в кино с друзьями за компанию, хотя фильм неинтересный. 

-Ходить пешком на недалекие расстояния ( 1- 2 остановки)

-Взять три дня на размышление, так ли нужна понравившаяся вещь

-Покупать понравившуюся вещи сразу, не раздумывая.

-Хранить деньги на виду, там где их легко взять

-Хранить деньги в копилке, а ещё лучше в банке. 

3. Анализируя жизненные ситуации, учащиеся приобретают личный опыт в правильном поведении с денежными средствами, ведущими к их экономии. 

Этап 4.Физкультминутка «Семья».

1.4

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? 
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять 
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; 
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! 
(загибают поочередно пальцы на руке)

  1. Учащиеся выполняют упражнения. 

Этап 5. Практическая работа по закреплению изученного.

1.5

– Вам сейчас необходимо подсчитать расходы за один месяц в семье Фёдоровых, семье Яблоковых, семье Светловых и семье Ивановых и определить, что относится к обязательным расходам этих семей, а на чём можно экономить.

Семья Фёдоровых:

1. Расходы на питание:30 тыс. руб.

2. Коммунальные платежи (семья живёт в 5-комнатной квартире): 10 тыс. руб.

3. Ежемесячный платёж в банк по кредиту (включая проценты), который взяли на 5 лет для покупки автомобиля: 20 тыс. руб.

4. Расходы на текущие хозяйственные нужды, в том числе покупку предметов личной гигиены, косметики: 5 тыс. руб.

5. Покупка лекарств для дедушки:13 тыс. руб.

6. Расходы на проезд в общественном транспорте, бензин:4 тыс. руб.

7*. Покупка маме нового персонального компьютера:25 тыс. руб.

8. Личные расходы дочери: 10 тыс. руб.

9. Оплата спортивной секции сына:2 тыс. руб.

10. Карманные расходы сына :1 тыс. руб.

11. Подарок дяде на юбилей:1 тыс. руб.

12. Воскресные поездки всей семьёй на отдых за город:11 тыс. руб.

1. Определите, какие расходы обязательные, какие – необязательные.

2. Без каких расходов не может обойтись семья?

3.  На каких расходах можно экономить?

  1. Работа в группах. Анализ расходов семьи. Ответы на вопросы учителя. 

5.Составлять и анализировать семейные расходы. Уметь определить необходимые и желаемые расходы.

Этап 6. Этап контроля и самоконтроля.

1

– Давайте вспомним понятия, которые связаны с темой занятия. Для этого мы составим кластер «Структура расходов семьи».

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/02/s_61fa86f802373/phpx9mWqQ_Tehnologicheskaya-karta-zanyatiya_html_abf121feba39f533.jpg

  1. Составление кластера. 

6.Закрепление основных понятий по теме внеурочного занятия. 

Этап 7. Рефлексия

1.7

Самоанализ работы на уроке:

Синквейн к слову «расходы».

Расходы

Необходимые, серьёзные.

Тратишь, забываешь, осознаешь.

Деньги быстро исчезают.

Мимолетность.

Размышления учащихся и составление синквейна на тему расходы.

План мероприятия в рамках программы воспитания

Форма проведения активности: Классный час «Деловая игра: расходы семьи»

Этап 1.Организационный этап (1 мин.)

1.1

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Организует класс на работу. Создает эмоциональный настрой

Приветствие.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

- Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.        

Класс разделился на 3 группы.

Слушают педагога.

Формирование  положительной мотивации.

Этап 2. Мотивация познавательной деятельности (3 мин.)

1.2

Показывает фрагмент мультфильма, стимулирует интерес к познанию.

- Ребята, давайте посмотрим один из любимых ваших мультфильмов «Три кота»

Учитель включает мультипликационный сериал «Три кота» серию «Поход в магазин»

https://youtu.be/vWonuVlrV_s

Организует беседу, побуждая учащихся к высказыванию своего мнения.

Подводит детей к постановке темы занятия.

Побуждает учащихся к озвучиванию темы занятия

- О чем этот отрывок?

Тема занятия и эпиграф

- Что по – вашему, обозначает слово «семья»

Смотрят фрагмент мультфильма

Пытаются сделать предположения

Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение.

Высказывания детей.

Стимулирование интереса учащихся к занятию.

Подготовка к проблемной ситуации и определение  темы занятия.

Формирование умения видеть основную мысль в фрагменте мультфильма.

Этап 3. Актуализация необходимых знаний( 3 мин.)

1.3

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья

- А как вы думаете, для чего создается семья? (ответы детей).

- Цели создания семьи могут быть разными:

 -вырастить и воспитать детей, дать им образование.

Одной из важнейших функций семьи – является обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни. Тема нашего занятия «Расходы семьи».

- Прочитайте тему занятия.

- Как вы думаете, какое ключевое (главное) слово в нашей теме?

- Давайте, попробуем определить  цель нашего занятия. (Узнать о том ,что такое расход)

Высказывания детей

Дети читают эпиграф занятия

Читают тему занятия.

Делают предположения, высказывают свое мнение.

Узнать о том, что такое  расход)

Подведение детей к постановке цели и задач занятия на основе темы.

Этап 4. Организация познавательной деятельности (12 мин.)

1.4

Сегодня мы с вами познакомимся и поучаствуем в увлекательной игре. Прежде чем начать нашу игру, я хочу познакомить вас с правилами. Мы разделились на «семьи». На столе у каждой семьи стоит копилка. Ваша сегодняшняя задача заработать как можно больше «денег» для семьи.  На протяжении всей игры я буду задавать вопросы по семейной экономике, Правильный ответ-100 руб Желаю вам показать вашу любознательность, воспитанность, талантливость. Но помните, только в сплоченной семье можно добиться высоких результатов, поймать удачу и победу.

Узнаем фамилию семей

1.Без рук рисует,

 Без зубов кусает.  

Большой подсолнух в небе,

 Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. 

Зимою спит,

Летом – ульи ворошит

Определить основы бюджета семьи (5 мин.).

Слайд слово «Расход» (показываем после того, как отгадаем буквы в табличке).

На доске таблица:

4

5

6

1

2

3

д

о

р

а

с

х

Разминка

Расшифровать слово (в качестве разминки предлагаем семьям расшифровать зашифрованное слово). Детям раздаются конверты, в которых находятся буквы. Задание заключается в том, чтобы быстро составить слово из полученных букв.

- Правильно, у нас получилось слово «расход». Как вы думаете, что обозначает это слово?

- Семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи. Что относится расходам? Что в первую очередь необходимо оплатить?

Предлагаю посмотреть презентацию «Доходы и расходы»

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneklassnogo-meropriyatiya-dohody-i-rashody-semi-5431349.html 

Работают в группах над решением

учебной задачи.

Рассматривают листы с иллюстрациями.

Фиксируют на доске   свое «открытие».

Высказывают свои предположения.

Смотрят презентацию, получают новые знания.

Мороз – Морозовы 

Солнце – Солнцевы

Медведь – Медведевы

Делают выводы и заключения.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Знакомство с основными с правилами игры

Закрепление понимания того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «бюджет».

Развитие умения соотносить свои желания и возможности. Способствование осознанию роли денег в жизни людей

Этап 5. Физкультминутка (1 мин.)

1.5

Проводится Динамическая пауза 

Продаются в магазине

Йогурт, молоко, кефир,

 Ряженка, сметана, сыр,

Чай, конфеты, шоколад, (приседать) Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу) Детский мячик в магазине (прыгать) Продают в большой корзине.

 Нужно важное купить

Чтобы экономным быть

Снимают мышечное напряжение.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

изображают

вытянуть руки перед собой,

пальцы в замок и вытянуть перед собой

Здоровьесбережение учащихся.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний (20мин.)

1.6

«Чаша весов: обязательные и необязательные расходы.»

Расход семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем обязательные расходы семьи, на другую чашу необязательные. Как вы думаете, какая чаша весов должна перевешивать, чтобы семья жила в достатке и все семейные нужды были исполнены? (обязательные).        

Выдача денег в копилки семьям.

Выявить доходы и расходы семьи (работа по карточкам) (3 мин)

 Таблица доходы – расходы семьи (показываю после выполнения задания)        

У каждой семьи есть список товаров и услуг. Ваша задача – разделить их на 2 группы: обязательные и необязательные (Каждой семье раздаются карточки).        Подчеркнуть в списке красным цветом –обязательные расходы, синим – необязательные.

Задание «Поход в кино, коммунальные услуги, покупка нового смартфона, плата за телефон, питание ребенка в школе, плата за дет/ сад, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, покупка продуктов питания, передвижение в общественном транспорте, экскурсия в зоопарк, приобретение нового телевизора, покупка автомобиля, покупка рукавичек, оплата за свет»

-  Все группы справились с заданием? А теперь проверим, как вы выполнили задание. -  Вы видите, какая большая часть расходов приходится на семейные доходы. Как вы думаете, как можно исправить ситуацию? (Ответы детей).        

Рассмотрим классификацию расходов

Изображение кота Матроскина и подпись «экономия в семье»

Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду.».

Мультфильмы Трое из Простоквашино 1978 Советские мультики | Смотри онлайн-видео от SoYuzmF на пользовательской видеоплатформе NUUM.ru

-  Что значит «экономить»?        Запомните, без бережливости не будет экономии.

- Ребята, перед вами карточки-схемы вашего семейного бюджета. Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах. Посмотрите, что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

-  Представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Отложите в сторону неважные расходы, оставьте перед собой те, которые вы считаете основными. Объяснить, почему именно так.

-   Подумайте, экономно распорядились вы деньгами?

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает. Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.

-Ремонт обуви своими руками.

-Ремонт одежды своими руками.

-Можно экономить электроэнергию.

-Можно экономить расход воды.

-Отказ от курения.

-Закаливание организма, занятие спортом      -Одеваться в соответствии с погодой, чтобы не было трат на лекарства.

-Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового.

-Личное подсобное хозяйство. Заготовка на зиму картошки, лука, моркови, свеклы, солений, варенья, маринадов

«Семьи» делают предположения

Участвуют в игре.

Работают по карточкам, подчёркивают

Выполняют сверку результата

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Дети отвечают беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки

Дети делят на группы основные расходы. (важные и неважные)

(работа в группах)

Дети делают предположения

Дети стараются объяснить свой выбор.

Практическое применение полученных знаний.

Воспитание уважение к труду, к результатам труда людей.

Обобщение всех знаний, полученных на занятии.

Выполнение творческого задания.

Этап 7. Итог занятия. Рефлексия (5 мин.)

1.7

Что нового и интересного вы узнали на занятии? Продолжите фразу

 «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я …… Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.?

-На чем мы можем экономить? Ответ детей

Семьи, посчитайте свои заработанные деньги.

Вручаем символические грамоты за победу.

Вручаем памятку, которая поможет вам экономить ваш бюджет.

Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом!  Родители зарабатывают деньги свои трудом.
  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
  5.  Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
  6. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
  7. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Отвечают на вопросы.

Анализируют конечный результат своей работы.

экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия и эмоционального отношения к своей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

маршрутный лист по окружающему миру. Тема "Почвы" 4 класс

Этот маршрутный лист можно использовать для самостоятельного изучения темы "Почвы" в 4 классе по учебнику Плешакова....

Маршрутный лист (безопасный маршрут)

Маршрутный лист, его оформление. Маршрут безопасный от школы до дома....

Маршрутный лист

Маршрутный лист...

рекомендации по разработке маршрутного листа

В статье даны рекомендации по разработке родителями и учащимися 1 класса  безопасного маршрута от школы до дома. Маршрут зарисовывается в виде карты ....

Методическая разработка педагогический кейс "Дорожный сундучок"

Тема безопасности дорожного движения очень актуальна в любое время. Ежегодно на дорогах умирает огромное количество людей, гибнут дети, чтобы предотвратить гибель детей на дорогах необходимо проводить...

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N  по тематике «Деньги: грамотные покупки&ra...