Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе
статья

Антиликаторова Юлия Анатольевна

В статье описаны технологии, применяемые на уроках: деятельностный метод, развитие критического мышления, проблемное обучение, продуктивное чтение, ИКТ, проектный метод, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антиликаторова  Ю.А., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского  района

Санкт-Петербурга

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения требует от современного учителя умений ориентироваться в различных вопросах, владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения. Применяемые в педагогической практике приемы и технологии должны создавать условия для взаимодействия обучающегося с любыми носителями информации или опыта. Итак, цель учителя не «преподнести» знания в готовом виде, а воссоздать на уроке атмосферу открытия и присвоения опыта человечества. 

В технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон  в качестве первых этапов урока «открытия нового знания» выступают этапы мотивирования к учебной деятельности, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявления места и причины затруднения. Фиксация места, где возникло затруднение, выявление его причины помогает в постановке учебной задачи. Содержанием деятельности обучающихся является самостоятельный поиск выхода из затруднения (индивидуальная или групповая работа).

Конструктивную основу технологии «Развитие критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса. 

         На этапе вызова  актуализируются имеющиеся  у обучающихся знания и представления в связи с  изучаемым материалом, пробуждается  познавательный  интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Приёмы: создание кластера, заполнение таблицы  «Знаю - хочу узнать - узнал», игра «Верите ли вы?», « Ассоциации».

         На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией (текст, видео, практическая работа). Обучающийся  получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Приёмы:   методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей (бортовой журнал).

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся  закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Приёмы: создание «Синквейна», продолжение заполнения таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал», «Круглый стол».         

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Школьники  не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Сегодня под проблемным обучением понимается организация уроков, на которых под руководством учителя происходит создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

         В  технологии проблемного обучения отсутствие достаточных знаний для разрешения проблемной ситуации создает необходимость их пополнения. С этой целью используются жизненные ситуации, которые необходимо объяснить с позиции учебного предмета; задания, предполагающие разные способы решения; проблемные задачи, например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; практические задания с противоречивыми результатами. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. В проблемно – диалогической технологии мотивация к учебной деятельности может создаваться в рамках диалога между учителем и обучающимися или обучающимися внутри учебной группы.

На уроках литературного чтения используется  технология  продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность обучающегося на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Работа с текстом до чтения предполагает использование  разнообразных заданий, цель которых вызвать у   детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение. На этапе работы с текстом учителем применяются различные виды чтения, слушание текста, проводится словарная работа. На этапе работы  с текстом после чтения происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с  авторским смыслом. На этом этапе организуется  коллективная деятельность так, чтобы получилась дискуссия  с выдвижением гипотез, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Учитель подбирает творческие задания, направленные на развитие четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).

Использование на уроках ИКТ способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.  На любом этапе урока можно использовать электронные ресурсы: презентации к урокам  (созданные самостоятельно или взятые из ресурсов Интернета),  лицензионные ЭОР на CD по темам и по предметам УМК,  аудиозаписи  и видеофрагменты;  интерактивные  тренажеры, тренировочные упражнения; интерактивные тесты.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать использование  мультимедийных презентаций. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают уроки с диском интересными и эффективными. Интерактивные тренажеры и тренировочные задания активизируют процесс обучения, развивают познавательный интерес, формируют навыки контроля и самоконтроля. Тест позволяет быстро проверить качество знаний обучающихся по теме, способствует воспитанию навыков самоконтроля; избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества. Обучающиеся сначала совместно с родителями, а потом самостоятельно используют ресурсы сети для создания собственных презентаций, для подготовки к урокам.

Метод проектов в Федеральном государственном образовательном стандарте признается одним из самых эффективных на всех ступенях образования. Суть проектного метода как образовательной технологии состоит в том, когда ребенок понимает разницу между продуктом и результатом, умеет создать и реализовать любой замысел в любой сфере человеческой деятельности. Учебный проект – это выстраиваемая каждым ребенком последовательность операций, требований и условий, позволивших ему воплотить в жизнь собственный замысел. В процессе выполнения творческого проекта должен реализоваться творческий замысел ребенка, а продукт, который при этом получается, не должен выполняться по образцу. Творческие проекты могут реализоваться на уроках  предметов творческого цикла: изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура. В информационном проекте продуктом будет некий информационный массив (план, карта; выставка; газета, журнал; игра, викторина; коллекция; костюм; мультимедийный продукт), а в качестве результата – освоение методов работы с информацией. Исследовательские проекты актуальны для практического изучения окружающего мира. Основная задача учебного исследования – обучение самому процессу познания, а не совершение научного открытия. Результат  исследовательской деятельности помогает обучающемуся расширить представления о возможностях познания окружающего мира.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях реализации ФГОС  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в проектно-исследовательской деятельности. Использование данных технологий позволяет  контролировать объём учебной нагрузки, равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физическими упражнениями (динамические паузы,  гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, физкультминутки),  выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства обучения, соблюдать гигиенические требования к уроку  и перемене. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое отступление способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке. Содержание многих тем учебных предметов может быть использовано для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения обучающихся к своему здоровью, образу жизни.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра, как педагогическая технология, интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока или его части.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование современных образовательных технологий на уроке в начальной школе позволяет решить дидактические и методические задачи всех этапов урока деятельностной направленности. Использование той или иной технологии должно быть обосновано целью урока и содержанием учебного материала.

Литература:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее   сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.М.: Баласс, 2014
  2. Глаголева Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина М.В. Новое качество урока в начальной школе. СПб.:  КАРО,2015
  3. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....

" Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

      Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.  ...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.5px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Актуальность сегодня приобретают педагогические п...

Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

           Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в ж...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.            В настоящее время в сфере российского образования про...