Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты

Воробьева Ольга Петровна

Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе

Подготовила учитель начальных классов Воробьева О.П

В современном мире на помощь учителю приходят педагогические  технологии, которыми должен владеть  учитель.  Это : личностно-ориентированные, развивающие , образовательные технологии, учитывающие различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности,направленной на "открытие" нового знания.

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые

представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать

знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить

решение для задачи или проблемы, которую он не решал.

Среди многообразия современных образовательных технологий я для

себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с

учащимися начальной школы.

Технология проблемного обучения

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня

мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов

учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих

противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении

посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в

овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и

навыками. Конечно, такое обучение требует значительных изменений не

только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного

материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в

свете снижения познавательных мотивов школьников. Использование

технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования

учащихся.

Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе - это

один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого

урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а

превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная

деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что

получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-

своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности,

выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами,

теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических

статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к

любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Приведу пример использования этой технологии на

уроке русского языка по

теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово

праздник.

Учитель:

– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически.

– Что вас удивило? (Буква

д

в слове пишется, а при чтении звук [д] не

произносится.)

– Какой вопрос у вас возникает?

(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?

Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую

согласный звук, если мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока.

Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты,

учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда стараюсь давать возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:

– Звук не произносится, поэтому называется...

Вывод: слайд 1

Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на  рост  профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным. Слайд 2

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,

является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,

активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе

невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий

позволяют  быстро, качественно, подготовить интересный,

продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.

Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения –

всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на

флеш-карте.

Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить

их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного

материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и

слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и

занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на

уроках и во внеурочное время используют презентации,которые составляю

сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, и использую

готовые презентации, предложенные учителями в сети Интернет.. Дети с

удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении

увиденного.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки

окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны,

круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И

проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы – всё делает урок

увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Вывод:

при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются

общие цели образования, легче формируются компетенции в области

коммуникации.

Проектная деятельность слайд 3

На своих уроках  применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнении каждого нового проекта по любому предмету,  мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной,

социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной,

практической. Планирование действий по разрешению проблемы – иными

словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого

проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая

затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками

проектной группы.

Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной

школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на

следующих идеях:

Проектная деятельность формирует ключевые компетентности

учащихся; Слайд

Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических

технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать

интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-

поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном

состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все

психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной

игры является то, что она способствует использованию знаний в новой

ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через

своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в

учебный процесс.

Слайд

Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе  выступает как

метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.  Делая ставку на активизацию учебного процесса, игровую деятельность

использую в следующих случаях:

 ∙в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы .

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

  ∙как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от

игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим

ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны,

выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной

направленностью.

Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при

помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

 для освоения понятия, темы, для закрепления, самоконтроля, в качестве внеурочного учебного занятия.

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, деловые и ролевые игры,

праздники и т.д.

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну

сказок, в «Тридевятое царство»и при встрече с каждым героем выполняют

определённые математические задания, инсценируют, например, сказку

«Колобок» и получают первичные временные представления «раньше и

позже»

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты,

всегда  помню об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Вывод:

таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм

обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не

только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по

изучению базового материала.

Здоровьесберегающие технологии

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации

проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей

катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

По словам профессора Н.К.Смирнова на слайде

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и

методам сохранения и укрепления своего здоровья.

Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту

цель: как сохранить и укрепить здоровье?

В направлении здоровьесбережения проводится:

- на уроках - физминутки для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для

глаз, ФМ для снятия напряжения с кистей рук и тд. На переменах

организовано обязательное проветривание кабинета;

- дети участвуют в школьных Днях Здоровья, в спортивных соревнованиях

школы и района;

- в воспитательной работе отведено отдельное направление - физкультурно –

оздоровительной работе, в рамках которого провожу классные часы, беседы по ЗОЖ, ПДД.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на

уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение,

поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость.

Вывод:

- комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и

воспитательном процессе позволяет Слайд

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и

внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,

способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят

радость, формируют у ребёнка желание учиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....

" Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

      Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.  ...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.5px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Актуальность сегодня приобретают педагогические п...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

           Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в ж...

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.            В настоящее время в сфере российского образования про...