Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты
Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_tehnologii.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе
Подготовила учитель начальных классов Воробьева О.П
В современном мире на помощь учителю приходят педагогические технологии, которыми должен владеть учитель. Это : личностно-ориентированные, развивающие , образовательные технологии, учитывающие различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности,направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые
представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать
знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить
решение для задачи или проблемы, которую он не решал.
Среди многообразия современных образовательных технологий я для
себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с
учащимися начальной школы.
Технология проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов
учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих
противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении
посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в
овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и
навыками. Конечно, такое обучение требует значительных изменений не
только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного
материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в
свете снижения познавательных мотивов школьников. Использование
технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования
учащихся.
Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе - это
один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого
урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а
превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная
деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что
получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-
своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности,
выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами,
теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических
статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к
любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Приведу пример использования этой технологии на
уроке русского языка по
теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово
праздник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически.
– Что вас удивило? (Буква
д
в слове пишется, а при чтении звук [д] не
произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую
согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока.
Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты,
учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда стараюсь давать возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук не произносится, поэтому называется...
Вывод: слайд 1
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным. Слайд 2
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе
невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий
позволяют быстро, качественно, подготовить интересный,
продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения –
всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на
флеш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить
их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного
материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и
слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и
занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на
уроках и во внеурочное время используют презентации,которые составляю
сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, и использую
готовые презентации, предложенные учителями в сети Интернет.. Дети с
удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении
увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки
окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны,
круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И
проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы – всё делает урок
увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Вывод:
при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются
общие цели образования, легче формируются компетенции в области
коммуникации.
Проектная деятельность слайд 3
На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнении каждого нового проекта по любому предмету, мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной,
социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной,
практической. Планирование действий по разрешению проблемы – иными
словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого
проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая
затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками
проектной группы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной
школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на
следующих идеях:
−
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности
учащихся; Слайд
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических
технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать
интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном
состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все
психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной
игры является то, что она способствует использованию знаний в новой
ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через
своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в
учебный процесс.
Слайд
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе выступает как
метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Делая ставку на активизацию учебного процесса, игровую деятельность
использую в следующих случаях:
∙в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы .
∙в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
∙как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от
игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим
ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
для освоения понятия, темы, для закрепления, самоконтроля, в качестве внеурочного учебного занятия.
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, деловые и ролевые игры,
праздники и т.д.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну
сказок, в «Тридевятое царство»и при встрече с каждым героем выполняют
определённые математические задания, инсценируют, например, сказку
«Колобок» и получают первичные временные представления «раньше и
позже»
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты,
всегда помню об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Вывод:
таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм
обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не
только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по
изучению базового материала.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей
катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
По словам профессора Н.К.Смирнова на слайде
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и
методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту
цель: как сохранить и укрепить здоровье?
В направлении здоровьесбережения проводится:
- на уроках - физминутки для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для
глаз, ФМ для снятия напряжения с кистей рук и тд. На переменах
организовано обязательное проветривание кабинета;
- дети участвуют в школьных Днях Здоровья, в спортивных соревнованиях
школы и района;
- в воспитательной работе отведено отдельное направление - физкультурно –
оздоровительной работе, в рамках которого провожу классные часы, беседы по ЗОЖ, ПДД.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на
уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение,
поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость.
Вывод:
- комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном процессе позволяет Слайд
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и
внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребёнка желание учиться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....
Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....
" Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. ...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.5px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Актуальность сегодня приобретают педагогические п...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в ж...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе. В настоящее время в сфере российского образования про...