Профориентация учащихся 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_uchashchihsya_1-4_klassov.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №539
с углубленным изучением иностранных языка
Кировского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей и взрослых
Программа
Профориентация учащихся 1-4 классов в рамках обучения по программе «Чирлидинг»
Автор:
Измайлова Мария Николаевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
- Введение
- Учебный план 1 года обучения.
- Календарный учебный график.
- Рабочая программа 1 года обучения.
- Список использованной литературы
- Приложение 1
Введение
Профориентация - это комплекс средств направленных на формирование у учащихся отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация учащихся происходит сегодня в чрезвычайно жестких условиях. Оно сопровождается болезненной адаптацией к новой социальной обстановке, что оказывает серьезное влияние на духовный мир молодежи, системе ее ценностных ориентаций. Профессиональная ориентация имеет в своей структуре такие социальные индикаторы, как привлекательность профессии и престиж профессии. Под привлекательностью профессии понимают отношение к профессиям, базирующиеся на системе ценностных ориентаций индивида, которые формируются под воздействием социальной среды. Престиж профессии означает скорее общественное мнение о тех или иных занятий, мнение общества в целом или отдельных его социальных групп к различным видам деятельности.
Итак в современном обществе профессиональная ориентация признается как процесс динамического согласования «человека с профессией» Ее основное назначение - это обеспечение правильного и сознательного выбора профессии в соответствии с интересами личности и общества. От правильного и современного выбора зависит будущее человека.
Профессиональная ориентация юных спортсменов зависит от внешних и внутренних факторов, от личных качеств и социальных условий, которые детерминируют ориентацию спортсменов на профессиональную деятельность.
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Актуальность программы:
- Заключается в том , что формирование полноценных
граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем
Цель:
создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
Задачи обучения:
- Развивать у детей интерес к профессиям;
- воспитать у учащихся творческое отношение к работе, аккуратность, пунктуальность, дисциплинированность, настойчивость в достижении поставленных целей, решительность, чувство коллективизма;
- сформировать у детей позитивное отношение к труду.
- Создать условия для понимания его роли в жизни человека и общества.
- - научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив:
Для начальных занятий Чирлидингом не требуются специальные физические данные, поэтому в команды принимаются девочки в возрасте с 7 лет. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключение о возможности заниматься в группе дополнительного образования по избранному профилю. Отсутствие у ребенка природных способностей к избранному им виду деятельности не является основанием для отказа в приеме в объединение.
Условия формирования групп:
Группы учащихся формируются одновозрастные.
- 1 год обучения - возрастной состав учебной группы 7-9;
Количество участников в группе: списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом по норме наполняемости 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса:
Каждое занятие, как правило, включает в себя следующие разделы:
- общеразвивающие упражнения (подвижные игры, элементы гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики и т.д.);
- специальные упражнения (технические действия и сходные с ними по структуре движения, выполняемые с отягощениями, на снарядах, с партнером и т.д.);
- соревновательные упражнения (к ним относятся технические действия, обусловленные правилами соревнований);
- показательные выступления, фестивали, открытое занятие для родителей, театрализованные постановки.
Теоретические занятия, физические упражнения.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно;
- коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно;
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.
Материально-техническое оснащение программы:
Тренировки могут проводиться в спортзале при наличии некоторого инвентаря или хореографический класс с зеркалами и станками. Для полноценных тренировок необходим следующий инвентарь:
-хореографический класс с зеркалами и станками;
- гимнастический мостик;
- гимнастические маты;
- гимнастическая скамейка;
- зеркала (желательно)
- мультимедийная аппаратура (магнитофон, проектор, экран);
- гимнастические коврики, маты, мячи, помпоны
- аудио и видео кассеты, сd
Без специальных приспособлений тренировочный процесс на определенном этапе потеряет свою эффективность, и далее станет невозможным решение поставленных в программе задач.
Форма для занятий:
- мягкая гимнастическая обувь
- гимнастическое трико
- топ или футболка
- собранные в прическу волосы (хвост, коса)
Ответственное лицо: педагог ОДОД ГБОУ СОШ № 539 Кировского района Санкт-Петербурга, отвечающий квалификационным требованиям стандарта.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
- названия основных профессий;
- с аккуратностью относиться к работе, быть дисциплинированными и настойчивыми в достижении целей.
- Основные правила работы в коллективе
- анализировать свои возможности и способности
Результаты освоения программы:
- Относиться ответственно к порученному делу, проявлять осознанную дисциплинированность и готовность отстаивать собственные позиции, занятий и обеспечивать их безопасность.
- Вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение.
- отвечать за результат собственной деятельности.
- Владеть умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
- Владеть навыками выступления перед зрителем.
- анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- владеть навыками самостоятельного и осознанного принятия решения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Техника безопасности | 1 | 1 | - | Беседа-опрос |
3. | Игры по ознакомлению с професссиями. | 2 | - | 2 | Творческая импровизация |
4. | Сюжетные игры. | 2 | - | 2 | Творческая импровизация |
5. | Командные игры | 2 | 1 | 2 | Творческая импровизация |
10. | Подведение итогов | 1 | 1 | - | Беседа-опрос |
11. | Всего часов: | 8 | 2 | 6 |
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 02.09.2022 | 26.05.2023 | 36 | 8 | 1 раз в месяц |
Механизмы реализации профессиональной навигации в системе дополнительного образования.
Рабочая программа
Автор:
Измайлова Мария Николаевна
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №539 Кировского района СПб
Санкт-Петербург
2022
Цель - создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
- Развивать у детей интерес к профессиям;
- воспитать у учащихся творческое отношение к работе, аккуратность, пунктуальность, дисциплинированность, настойчивость в достижении поставленных целей, решительность, чувство коллективизма;
- сформировать у детей позитивное отношение к труду.
- Создать условия для понимания его роли в жизни человека и общества.
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
- с аккуратностью относиться к работе, быть дисциплинированными и настойчивыми в достижении целей;
- названия основных профессий;
- какие требования, предъявляются данной профессией
- свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- правила техники безопасности на занятиях, при выполнении акробатических упражнений.
В результате освоения программы учащиеся будут уметь:
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения
четко выполнять основные элементы как отдельно, так и в связках; - Работать в коллективе, настойчиво добиваться поставленных целей
- Анализировать свои способности и возможности;
- Выступать перед другими занимающимися;
- справляться со своими эмоциями и волнением во время выступлений на сценических и спортивных площадках;
- тактично выражать своё мнение по отношению к другим ученикам, оказывать им необходимую помощь.
Календарно тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия | |||
теория | практика | всего | План | Факт | ||
1. | Вводный инструктаж. Техника безопасности. Презентация программы. | 1 | - | 1 | ||
2. | Игры по ознакомлению с професссиями | - | 2 | 2 | ||
«Кто знает больше профессий». «Цепочка профессий». «Что умеет?» «Самая самая профессия?» | - | 2 | 2 | |||
3. | Сюжетные игры. | - | 2 | 2 | ||
«Покажи задание, «запрещенное движение», «сигнал» «придумай движение» | - | 2 | 2 | |||
4. | Командные игры | - | 2 | 2 | ||
Импровизация в парах, командная импровизация, «объясни движение», «побудь судьей.» | - | 2 | 2 | |||
14 | Подведение итогов. | 1 | - | 1 | ||
Всего: | 2 | 6 | 8 ч. |
Содержание программы
1. | Вводный инструктаж. Теория. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий и одежде занимающихся. Здоровый образ жизни и его составляющие. |
2. | Игры по ознакомлению с професссиями. Теория. Правила проведения игр. Практика. Дидактические игры. «Кто знает профессию на букву.» Водящий называет професссию. По очереди называть профессию начинающуюся на ту же букву. Цепочка профессий. Водящий называет професссию. По очереди называть профессию схожую с предыдущей по любому признаку. «Что умеет?» Водящий назывет профессию, задача остальных называть качества и умения человека, которые нужны в этой профессии. «Самая самая профессия?» Водящий задает вопрос – самая самая профессия и называет признак. Задача - Называть профессии по указанному признаку. Например, самая зеленая, самая сильная, самая смешная. |
3. | Сюжетные игры. «Покажи задание» Во время занятия предлагатьдетям показать свое задание, упражнение на заданную тему (для разминки, для растяжки, прыжок), «Запрещенное движение» Водящий стоит перед всеми и показывает разные движения. Запрещеное движение повторять нельзя. «Сигнал» Все выполняют задание, по сигналу нужно быстро выполнить задание (например, подпрыгнуть) «Придумай движение» Всем дается задание придумать связку движений на 4 или на 8 счетов. Один показывает связку, а остальные должны повторить ее в обратном порядке. |
4. | Командные игры. Импровизация в парах. Все делятся на пары. Дается задание придумать танец на тему. Например, показать воду, или огонь, или радость. «Командная импровизация» Все делятся на несколько группДается задание придумать танец на тему. Например, показать воду, или огонь, или радость. «Объясни движение» Группа делится на 2 команды и каждый человек из одной команды должен научить человека из другой команды выполнять заданное упражнение. Показать, помочь, исправить ошибки. «Побудь судьей» Занимающиеся делятся на 2 команды. Одни выполняют упражнение, а другие становятся судьями и оченивают их. И объясняют, чье исполнение и почему им больше понравилось. Потом команды меняются местами |
14. | Заключение Теория. Подведение итогов. Многообразие профессий. Какие игры на протяжении года понравились. Просмотр видеороликов о профессии. |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основные проблемы реализации профориентационной работы в сиситее дополнительного образования \ М.Г. Михайлов, Е.В. Шмелева, 2016г.- 127с.
2. Бутова Е. С., Демьянова Л. М. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 122-124.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.
4. Емельянов Ю. Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. Л., 1991. 38 с.
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2012. 207 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
7. Неретин А. В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Волгоград, 2012. 8 с.
8. Стратегия выбора:профессия. /Г.А. Бугулиев, О.А. Чернаус, 200с.
9. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ...",Н.С. Пряжников
Приложение 1
Обеспечение безопасности н занятиях
Вся ответственность за безопасность возлагается на преподавателя, проводящего занятие. Безопасное поведение занимающихся на занятии осуществляется с учетом следующих требований:
- При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать установленные преподавателем интервалы.
- Обучаться правильной страховке и само-страховке, оказывать помощь друг другу под руководством преподавателя.
- Без страховки не выполнять сложные элементы и незнакомые упражнения.
- Быть внимательным при передвижении по спортивному залу, не создавать помех и травмоопасных ситуаций занимающимся.
- Все члены команды должны использовать спортивную обувь для джаза, танцев или обувь из текстиля. Запрещается использовать обувь на высоких каблуках или платформе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Все профессии важны, все профессии нужны!" Классный час по профориентации для обучающихся 4 класса
Классный час направлен на воспитание уважения к труду, формирование представлений о многообразии профессий, развитие творческих способностей учащихся, умений высказывать свое мнение. Данное занятие ра...
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Методическая разработка, которая дает краткое понятие коучинга, прописаны некоторые приемы, даны примеры....
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...
Сценарий открытого занятия по профориентации "Все работы хороши - выбирай на вкус"для учащихся 2-4 классов
Сколько различных профессий существует, глаза разбегаются.Спросишь ребят, какие вы профессии знаете, и начинают перечислять: летчик, учитель..., а спросишь кем родители работают, не знают.Вот мы и зна...
Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматривается проблема детей при выборе профессии и показано как это можно решить, через реализацию ФГОС НОО...
«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»
Проект по ранней профориентации младших школьников адресован учителям начальных классов с целью подготовки муниципального конкурса "Город мастеров"...