Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста
методическая разработка (1 класс)
Логоритмика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmicheskie_uprazhneniya_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 27.72 КБ |
Логоритмика | 27.72 КБ |
logoritmicheskie_uprazhneniya_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста
Большая Елховка
2024
Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма.
Э. Жак-Далькроз
За последнее десятилетие в нашу жизнь стремительно вошли высокие технологии. Конечно, это технические достижения существенно облегчают нам жизнь. Но наряду с этим возникает целый ряд проблем, таких как дефицит живого общения, гиподинамия, проблемы со здоровьем и др. Особенно чутко на всё реагирует детский организм. Увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Одной из распространенных причин затруднений учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко осложняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения устной и письменной речи у школьников — одна из самых актуальных проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Важно своевременно выявлять и создавать условия для преодоления речевых нарушений, чтобы у детей не возникли различные комплексы, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои природные способности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе должны быть заложены основы функциональной грамотности ребенка, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно - ценностное развитие. Поэтому в своей педагогической деятельности я стала искать способы, средства и эффективные методы для решения данной проблемы.
Изучив соответствующую литературу, я стала использовать на уроках элементы логоритмики в сочетании с музыкальным материалом, где базовой особенностью является ритм. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений, интонационно-выразительной стороной речи через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, логическое ударение, дикция. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Погружение в четкость слогов и слов закрепляет правильное произношение звуков, благоприятно воздействует на эмоционально-волевую сферу. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
При большой наполняемости классов трудно обеспечить успешное решение учебных задач, не ограничивая естественную для младших школьников подвижность. Отсутствие такой возможности ущемляет развитие эмоциональной сферы, подавляет психику ребёнка, тем самым тормозя развитие творческих способностей.
Выполнение логоритмических упражнений позволяет детям на уроке активно двигаться, выплеснуть эмоции в нужном русле. Восприятие ритма происходит на уровне собственного чувства, превращаясь в двигательный опыт.
Логоритмика – это новое и перспективное психолого-педагогическое направление работы с детьми. Это метод, который представляет собой музыкально-ритмические упражнения, которые педагог может использовать в работе.
Цель – обобщить и представить опыт применения логоритмики на уроках в начальной школе.
Практическая значимость — создание условий для преодоления нарушений устной речи через систему логоритмических упражнений на уроках, что будет способствовать формированию правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
В работе представлен комплекс упражнений по использованию методов и приёмов логоритмики на уроках в начальной школе.
Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты логоритмики
С первых дней обучения первоклассников, я обратила внимание, что в классе есть дети с речевыми и темповыми нарушениями, с общей моторной неловкостью, слабо развитым артикуляционным аппаратом. Также есть дети, у которых при выполнении физминуток наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса, нарушено чувство ритма. В моём 1б классе 27 учеников, 8 человек с нарушениями речи.
Поэтому я решила использовать в своей работе логоритмические упражнения. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). Таким образом, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
В основе логоритмики лежит теория и методика В.А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии основанной на связи музыки, движения и слова.
Разрабатывая свои методические рекомендации, я опиралась на логоритмические игры-распевки, разработанные Т.С.Овчинниковой, Н.В.Нищевой, С.С. Железновым и Е.С. Железновой.
Цель логоритмических упражнений — создать условия для преодоления речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи логоритмических упражнений:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать речевое дыхание;
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Принципы логоритмики:
- принцип тесной связи речевого материала с музыкой и движением;
- принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип повторяемости материала.
Средства и приёмы логоритмики:
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- ритмические упражнения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- счетные упражнения;
- игры-распевки;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей;
- игровая деятельность;
- видео - минутки «Пластилинки. Азбука».
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Боди – перкуссия (Body percussion') — это основные базовые звуки: хлопки, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т.п.).
Ожидаемые результаты применения логоритмических упражнений
-соотносить темп речи, ритм движений и музыки;
- сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического восприятия;
-сформированность интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;
- сформированность умения ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
-сформированность способности вовремя реагировать на смену движений.
Методы и приёмы логоритмики
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнение «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Упражнение «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Дыхательная гимнастика
Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.
Дыхательная гимнастика успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Самомассаж для пальчиков
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Упражнение «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец)
Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец)
Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец)
Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик)
Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец)
Массаж «Вышли детки погулять»
Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:
Вышли детки погулять,
Стали детки всех считать:
Раз – телёнок,
Два –козлёнок,
Три задиристый – утёнок,
А четыре – пёс Барбос,
Пять – пушистый кот Матрос
Чистоговорки
Ра-ра-ра, ровная гора.
Ро-ро-ро, едем на метро.
Ар-ар-ар, красный самовар.
Ор-ор-ор, убираю двор
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Стихотворение с движениями «Гуси»
Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
На лужайке тихо сели, Приседает.
Походили. Ходит на носках.
Поклевали. Наклоняет голову вперед.
Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик
Загадки-обманки
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Ритмическая игра имитация движений.
Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко
«Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
«Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
«Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
«Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
«А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
«В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.
Логоритмика очень полезна для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.
Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Результаты деятельности
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- Развитие речевого выдоха;
- Улучшение речевой памяти;
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
- Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей
В 2023-2034 учебном году мои учащиеся стали победителями и призёрами конкурса школьного творческого конкурса «Моя семья». Номинация: «Чтение стихов».
Картаева Софья – победитель
Саушкина Софья – победитель
Святова Анна – призёр
Тростин Михаил – призёр
Базаев Иван – призёр
Шибанов Максим – призёр
Стараюсь делиться накопленным опытом со своими коллегами. На сайте «Образовательная социальная сеть» была опубликована моя работа «Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста».
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста
Большая Елховка
2024
Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма.
Э. Жак-Далькроз
За последнее десятилетие в нашу жизнь стремительно вошли высокие технологии. Конечно, это технические достижения существенно облегчают нам жизнь. Но наряду с этим возникает целый ряд проблем, таких как дефицит живого общения, гиподинамия, проблемы со здоровьем и др. Особенно чутко на всё реагирует детский организм. Увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Одной из распространенных причин затруднений учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко осложняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения устной и письменной речи у школьников — одна из самых актуальных проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Важно своевременно выявлять и создавать условия для преодоления речевых нарушений, чтобы у детей не возникли различные комплексы, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои природные способности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе должны быть заложены основы функциональной грамотности ребенка, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно - ценностное развитие. Поэтому в своей педагогической деятельности я стала искать способы, средства и эффективные методы для решения данной проблемы.
Изучив соответствующую литературу, я стала использовать на уроках элементы логоритмики в сочетании с музыкальным материалом, где базовой особенностью является ритм. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений, интонационно-выразительной стороной речи через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, логическое ударение, дикция. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Погружение в четкость слогов и слов закрепляет правильное произношение звуков, благоприятно воздействует на эмоционально-волевую сферу. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
При большой наполняемости классов трудно обеспечить успешное решение учебных задач, не ограничивая естественную для младших школьников подвижность. Отсутствие такой возможности ущемляет развитие эмоциональной сферы, подавляет психику ребёнка, тем самым тормозя развитие творческих способностей.
Выполнение логоритмических упражнений позволяет детям на уроке активно двигаться, выплеснуть эмоции в нужном русле. Восприятие ритма происходит на уровне собственного чувства, превращаясь в двигательный опыт.
Логоритмика – это новое и перспективное психолого-педагогическое направление работы с детьми. Это метод, который представляет собой музыкально-ритмические упражнения, которые педагог может использовать в работе.
Цель – обобщить и представить опыт применения логоритмики на уроках в начальной школе.
Практическая значимость — создание условий для преодоления нарушений устной речи через систему логоритмических упражнений на уроках, что будет способствовать формированию правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
В работе представлен комплекс упражнений по использованию методов и приёмов логоритмики на уроках в начальной школе.
Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты логоритмики
С первых дней обучения первоклассников, я обратила внимание, что в классе есть дети с речевыми и темповыми нарушениями, с общей моторной неловкостью, слабо развитым артикуляционным аппаратом. Также есть дети, у которых при выполнении физминуток наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса, нарушено чувство ритма. В моём 1б классе 27 учеников, 8 человек с нарушениями речи.
Поэтому я решила использовать в своей работе логоритмические упражнения. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). Таким образом, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
В основе логоритмики лежит теория и методика В.А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии основанной на связи музыки, движения и слова.
Разрабатывая свои методические рекомендации, я опиралась на логоритмические игры-распевки, разработанные Т.С.Овчинниковой, Н.В.Нищевой, С.С. Железновым и Е.С. Железновой.
Цель логоритмических упражнений — создать условия для преодоления речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи логоритмических упражнений:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать речевое дыхание;
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Принципы логоритмики:
- принцип тесной связи речевого материала с музыкой и движением;
- принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип повторяемости материала.
Средства и приёмы логоритмики:
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- ритмические упражнения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- счетные упражнения;
- игры-распевки;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей;
- игровая деятельность;
- видео - минутки «Пластилинки. Азбука».
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Боди – перкуссия (Body percussion') — это основные базовые звуки: хлопки, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т.п.).
Ожидаемые результаты применения логоритмических упражнений
-соотносить темп речи, ритм движений и музыки;
- сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического восприятия;
-сформированность интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;
- сформированность умения ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
-сформированность способности вовремя реагировать на смену движений.
Методы и приёмы логоритмики
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнение «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Упражнение «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Дыхательная гимнастика
Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.
Дыхательная гимнастика успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Самомассаж для пальчиков
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Упражнение «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец)
Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец)
Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец)
Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик)
Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец)
Массаж «Вышли детки погулять»
Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:
Вышли детки погулять,
Стали детки всех считать:
Раз – телёнок,
Два –козлёнок,
Три задиристый – утёнок,
А четыре – пёс Барбос,
Пять – пушистый кот Матрос
Чистоговорки
Ра-ра-ра, ровная гора.
Ро-ро-ро, едем на метро.
Ар-ар-ар, красный самовар.
Ор-ор-ор, убираю двор
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Стихотворение с движениями «Гуси»
Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
На лужайке тихо сели, Приседает.
Походили. Ходит на носках.
Поклевали. Наклоняет голову вперед.
Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик
Загадки-обманки
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Ритмическая игра имитация движений.
Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко
«Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
«Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
«Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
«Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
«А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
«В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.
Логоритмика очень полезна для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.
Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Результаты деятельности
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- Развитие речевого выдоха;
- Улучшение речевой памяти;
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
- Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей
В 2023-2034 учебном году мои учащиеся стали победителями и призёрами конкурса школьного творческого конкурса «Моя семья». Номинация: «Чтение стихов».
Картаева Софья – победитель
Саушкина Софья – победитель
Святова Анна – призёр
Тростин Михаил – призёр
Базаев Иван – призёр
Шибанов Максим – призёр
Стараюсь делиться накопленным опытом со своими коллегами. На сайте «Образовательная социальная сеть» была опубликована моя работа «Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста».
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста
Большая Елховка
2024
Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма.
Э. Жак-Далькроз
За последнее десятилетие в нашу жизнь стремительно вошли высокие технологии. Конечно, это технические достижения существенно облегчают нам жизнь. Но наряду с этим возникает целый ряд проблем, таких как дефицит живого общения, гиподинамия, проблемы со здоровьем и др. Особенно чутко на всё реагирует детский организм. Увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Одной из распространенных причин затруднений учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко осложняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения устной и письменной речи у школьников — одна из самых актуальных проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Важно своевременно выявлять и создавать условия для преодоления речевых нарушений, чтобы у детей не возникли различные комплексы, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои природные способности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе должны быть заложены основы функциональной грамотности ребенка, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно - ценностное развитие. Поэтому в своей педагогической деятельности я стала искать способы, средства и эффективные методы для решения данной проблемы.
Изучив соответствующую литературу, я стала использовать на уроках элементы логоритмики в сочетании с музыкальным материалом, где базовой особенностью является ритм. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений, интонационно-выразительной стороной речи через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, логическое ударение, дикция. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Погружение в четкость слогов и слов закрепляет правильное произношение звуков, благоприятно воздействует на эмоционально-волевую сферу. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
При большой наполняемости классов трудно обеспечить успешное решение учебных задач, не ограничивая естественную для младших школьников подвижность. Отсутствие такой возможности ущемляет развитие эмоциональной сферы, подавляет психику ребёнка, тем самым тормозя развитие творческих способностей.
Выполнение логоритмических упражнений позволяет детям на уроке активно двигаться, выплеснуть эмоции в нужном русле. Восприятие ритма происходит на уровне собственного чувства, превращаясь в двигательный опыт.
Логоритмика – это новое и перспективное психолого-педагогическое направление работы с детьми. Это метод, который представляет собой музыкально-ритмические упражнения, которые педагог может использовать в работе.
Цель – обобщить и представить опыт применения логоритмики на уроках в начальной школе.
Практическая значимость — создание условий для преодоления нарушений устной речи через систему логоритмических упражнений на уроках, что будет способствовать формированию правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
В работе представлен комплекс упражнений по использованию методов и приёмов логоритмики на уроках в начальной школе.
Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты логоритмики
С первых дней обучения первоклассников, я обратила внимание, что в классе есть дети с речевыми и темповыми нарушениями, с общей моторной неловкостью, слабо развитым артикуляционным аппаратом. Также есть дети, у которых при выполнении физминуток наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса, нарушено чувство ритма. В моём 1б классе 27 учеников, 8 человек с нарушениями речи.
Поэтому я решила использовать в своей работе логоритмические упражнения. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). Таким образом, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
В основе логоритмики лежит теория и методика В.А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии основанной на связи музыки, движения и слова.
Разрабатывая свои методические рекомендации, я опиралась на логоритмические игры-распевки, разработанные Т.С.Овчинниковой, Н.В.Нищевой, С.С. Железновым и Е.С. Железновой.
Цель логоритмических упражнений — создать условия для преодоления речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи логоритмических упражнений:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать речевое дыхание;
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Принципы логоритмики:
- принцип тесной связи речевого материала с музыкой и движением;
- принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип повторяемости материала.
Средства и приёмы логоритмики:
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- ритмические упражнения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- счетные упражнения;
- игры-распевки;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей;
- игровая деятельность;
- видео - минутки «Пластилинки. Азбука».
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Боди – перкуссия (Body percussion') — это основные базовые звуки: хлопки, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т.п.).
Ожидаемые результаты применения логоритмических упражнений
-соотносить темп речи, ритм движений и музыки;
- сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического восприятия;
-сформированность интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;
- сформированность умения ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
-сформированность способности вовремя реагировать на смену движений.
Методы и приёмы логоритмики
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнение «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Упражнение «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Дыхательная гимнастика
Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.
Дыхательная гимнастика успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Самомассаж для пальчиков
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Упражнение «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец)
Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец)
Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец)
Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик)
Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец)
Массаж «Вышли детки погулять»
Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем каждый пальчик сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:
Вышли детки погулять,
Стали детки всех считать:
Раз – телёнок,
Два –козлёнок,
Три задиристый – утёнок,
А четыре – пёс Барбос,
Пять – пушистый кот Матрос
Чистоговорки
Ра-ра-ра, ровная гора.
Ро-ро-ро, едем на метро.
Ар-ар-ар, красный самовар.
Ор-ор-ор, убираю двор
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Стихотворение с движениями «Гуси»
Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
На лужайке тихо сели, Приседает.
Походили. Ходит на носках.
Поклевали. Наклоняет голову вперед.
Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик
Загадки-обманки
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Ритмическая игра имитация движений.
Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко
«Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
«Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
«Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
«Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
«А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
«В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.
Логоритмика очень полезна для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.
Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Результаты деятельности
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- Развитие речевого выдоха;
- Улучшение речевой памяти;
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
- Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей
В 2023-2034 учебном году мои учащиеся стали победителями и призёрами конкурса школьного творческого конкурса «Моя семья». Номинация: «Чтение стихов».
Картаева Софья – победитель
Саушкина Софья – победитель
Святова Анна – призёр
Тростин Михаил – призёр
Базаев Иван – призёр
Шибанов Максим – призёр
Стараюсь делиться накопленным опытом со своими коллегами. На сайте «Образовательная социальная сеть» была опубликована моя работа «Логоритмические упражнения для детей младшего школьного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста
Упражнения на релаксацию детей младшего школьного возраста - материал как для педагогов, так и для родителей ...
СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дает...
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста
Упражнения на релаксацию детей младшего школьного возраста - материал как для родителей, так и для педагогов....
Комплекс общеразвивающих упражнений для детей младшего школьного возраста
Комплекс ОРУ для младших школьников с различными частными задачами....
Игры и упражнения для детей младшего школьного возраста
Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности ...
Список распевок, попевок и вокальных упражнений для детей младшего школьного возраста
Список распевок, попевок и вокальных упражнений для детей младшего школьного возраста...
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста.
Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отд...