Пути повышения качества образования в начальной школе
методическая разработка
Современные образовательные технологии и методики, которыми необходимо владеть в современных условиях обучения детей с ОВЗ в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii.docx | 20.62 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 372.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: Пути повышения качества образования в начальной школе
Слайд 1
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу.
Слайд 2
Качественный подход к обучению детей с ОВЗ ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности обучающихся;
уровень выполнения стандартов образования;
готовность учеников к продолжению образования;
уровень воспитанности обучающихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы на сегодняшний день.
Слайд 3
В современных условиях необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эти задачи требуют постоянного внимания при работе с младшими школьниками с ОВЗ.
Одна из важных задач обучения детей с речевыми нарушениями является – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.
Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Слайд 4
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Слайд 5
При работе с детьми с речевыми нарушениями эффективно используется технология критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:
- активизация познавательной деятельности;
- осмысление материала через активное чтение и слушание;
- через размышление и анализ к творческой интерпретации.
Например, данную технологию используют при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности.
В развитии творческих способностей огромную роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах. При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, путем исследовательской работы с различными словарями и справочниками, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.
Слайд 6
Для предупреждения неуспеваемости детей применяется технология уровневой дифференциации.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый класс имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все учитывается при отборе заданий для учащихся.
Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляют достаточно серьезные требования, создают ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.
Слайд 7
Повышению качества образования детей с ОВЗ способствует использование технологии проблемного обучения, особенно она актуальна при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
Для развития исследовательских навыков обучающихся с ОВЗ в процессе обучения применяется проектные методы по созданию презентаций.
Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.
Слайд 8
В современных условиях обучения детей с ОВЗ большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии.
Основными направлениями здоровьесберегающей программы являются:
-пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
-решение оздоровительных задач;
-использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Слайд 9
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Слайд 10
Таким образом, рассмотренные выше технологии, формы, методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод о том, что для повышения качества образования следует:
● улучшать процессы преподавания и обучения;
● использовать разнообразные методики и технологии;
● применять различные подходы в процессе обучения.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
уровень обученности обучающихся; уровень выполнения стандартов образования; готовность учеников к продолжению образования; уровень воспитанности обучающихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе.
Как организовать такой учебный процесс? а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы .
Проблемно-поисковой подход в обучении реализуется через: групповые дискуссии мозговые штурмы ролевые игры творческие проекты
- активизация познавательной деятельности; - осмысление материала через активное чтение и слушание; - через размышление и анализ к творческой интерпретации.
Это технология обучения в одном классе детей разных возможностей. Основной принцип технологии - предъявление ученику минимальных обязательных требований.
Это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.
Направлениями здоровьесберегающей программы являются: пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления; решение оздоровительных задач средствами физической культуры; использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Данные технологии в обучении детей с ОВЗ позволяют решить ряд дидактических задач: - неограниченные возможности сбора, хранения, передачи разнообразной по своей природе информации; - создание единой информационно-образовательной среды обучения; - повышение доступности образования, с расширением форм получения образования ; - совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; - обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения; - развитие самостоятельной деятельности обучающихся, повышение ее продуктивности ; - повышение мотивационной стороны обучения; - независимость образовательного процесса от места и времени обучения; - значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения качества образования в начальной школе
Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...
Пути повышения качества образования в начальной школе
Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...
Пути повышения качества образования в начальной школе.
Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....
ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...
«Пути повышения качества образования в начальной школе»
Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе...
Пути повышения качества образования в начальной школе
Выступление на педагогическом совете....
Пути повышения качества образования в начальной школе
В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...