Методические рекомендации по созданию "Ментальных карт"
методическая разработка (3 класс)

Агаджанова Майя Сергеевна

Развивающее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Создание.557.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию «Ментальных карт в начальной школе» при работе в группе.

Подготовила учитель начальных классов

Агаджанова М.С.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в школе утвердил свои позиции системно-деятельностный подход, и перед учителем встал вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества.

Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения.

Обратимся к нормативному документу, который определяет организацию образовательной деятельности школьников на уровне начального общего образования – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Как известно, обновленный ФГОС НОО обеспечивает среди прочего «освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей» (п.1 ФГОС НОО). Очевидно, для выполнения этого требования учитель начальных классов должен овладеть названными технологиями и понимать, как обеспечить:

– возможность для каждого ученика внести вклад в решение общей учебной задачи;

– осознание и принятие каждым ребенком личной ответственности за результат совместной деятельности;

– готовности объективно оценивать результаты собственной деятельности и командной работы в целом.

Одной из интересных работ на уроке при работе в группе могу назвать метод графического мышления «Ментальная карта» или «Интеллект карта»

Процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата.  

Главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Могу сказать , что как раз в процессе данной работы мы наблюдаем развитие функциональной читательской и  информационной грамотности .

А это очень важно. Так как сегодня мы говорим о  необходимости  развивающего  обучения.

Ментальная карта проекта может структурироваться совершенно любым образом, хоть слева направо, хоть сверху вниз - главное, чтобы это было наглядно и просто в понимании.

Алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:

1) Определение ключевого понятия. Тема текста.

 2) Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

 3)Определения количества блоков в  соотнесении с понятиями первого уровня.

 4)Наполнение первого блоков. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Главная ее цель - зафиксировать ход мыслей в понятной для человека форме для дальнейшего использования этих мыслей в жизни.

Основные типы:

  • Схема -иерархия. Это классическая майндмэп с главной идеей (проблемой) в центре листа и с древовидным разветвлением от нее вторичных и третичных проблем. Как правило, первый уровень проблем или идей, спускающихся от главной идеи, - ее главные направления и категории, а последующие - прописанные задачи для достижения целей. Это самый популярный тип майндмэп для работы над проектом.
  • Таблица. Составление ментальной карты этого типа основывается на традиционных таблицах. С помощью такой карты проще всего сравнивать преимущества и недостатки идей, проектов, продуктов и т.д.
  • Блок-структура. Используется для визуализации большого количества задач, например при составлении бизнес-плана. Главная идея или проблема фиксируется наверху листа, а затем от нее отходят важные пункты с краткими описаниями и подпунктами. Так образуется своеобразная «лестница».
  • «Рыбья кость». Самый креативный вид карты, который действительно напоминает рыбу: слева (как рыбья голова) пишется основная мысль, а второстепенные данные расходятся от нее в сторону хвоста по уровню важности или в хронологическом порядке.
  • График. Используется для отслеживания выполнения задач и фиксирования хронологической последовательности событий. С помощью графика проще всего выработать возможные варианты действий и решений, исходя из отображенной ситуации.
  • Сеть. Самый популярный тип интеллектуальной карты, который представляет собой диаграмму взаимосвязей. Элементы располагаются хаотично, без четкой структуры, но с отражением связи с теми или другими элементами (при помощи стрелок, цветов, стикеров и т.д.). Основная мысль также помещается в центр.

Ментальные карты являются альтернативой привычным линейным конспектам!

Данный вид работы интересно применять на всех уроках в начальной школе.

Например. Урок окружающего мира. Тема «Экономика»

C:\Users\KAB415-4\Downloads\IMG_9006.jpg

C:\Users\KAB415-4\Downloads\IMG_9001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....

Методические рекомендации по оформлению и ведению психологических карт

В жизни каждого специалиста-психолога, особенно начинающего, бывает момент, когда надо вести личное дело клиента в частной фирме или обучающегося в школе, а как это делать - не ясно. В данном пособие ...

Методические рекомендации по ведению карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель &nd...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации по составлению технологической карты урока АЯ по ФГОС для 4 класса

 Методические рекомендации представляют собой 2 документа.1-  презентация о технологической карте, в которой отражены цели создания технологической карты,что она собой представляет, и...

Методическая рекомендация. Технологическая карта урока по математике по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2 к учебнику Л.Г. Петерсона УМК "Школа Россиии".

Технологическая карта урока  по математике  по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2  к учебнику Л.Г. Петерсон...