Рабочая программа внеурочной деятельности "ПДД" 4 класс.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "ПДД" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pdd_4_klass_afanaseva.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К. Крупской
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 1 От 30 августа 2023 г. ____________ Е.И.Наумова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР От 30 августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО И.О. директора МОУ Деденевская СОШ им. Н.К.Крупской ______ _____О.Н.Гайбель Приказ № 101/3-Ш От 30 августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Правила дорожного движения»
для 4а класса на 2023-2024 учебный год.
Составитель: учитель начальных классов
Н.Ф.Афанасьева
Деденево 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «ПДД» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа внеурочной деятельности «Соблюдай ПДД» рассчитана на 4 года (1–4 класс), учебных часов, из расчета 0,5 час в неделю.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Правила дорожного движения» 4 класс.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- знать и применять правила дорожного движения, ОБЖ, логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- культуре поведения в кругу сверстников и в семье, закрепят навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости; безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; характеризовать слова «опасность», «опасный»;
- объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
- представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах; изготавливать необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);объяснять значение правил дорожного движения;
- группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
- выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире (6ч.)
Что нужно знать участнику дорожного движения. Какие бывают дороги. Основные элементы дорог Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.
Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего. Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. Сигналы светофора и регулировщика.
Ты — пешеход (23 ч.)
Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов. Построй безопасный маршрут к школе. Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Правила ожидания маршрутного транспорта на остановке. Какими бывают дорожные знаки.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Помни о безопасности даже во дворе . Научись видеть дорожные ловушки и избегать их . Если что-то случилось. . Если ты – велосипедист. Правила безопасности при участии в дорожном движении с использованием средств индивидуальной мобильности.
Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). На дороге нужно быть заметным!
Ты — пассажир (5ч.)
Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Если ты- пассажир автомобиля. При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. «Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 6 |
2 | Ты-пешеход | 23 |
3 | Ты-пассажир | 5 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Ориентировка в окружающем мире | ||||
1 | Что нужно знать участнику дорожного движения. | 1 | 7.09 | |
2 | Какие бывают дороги. Основные элементы дорог. | 1 | 14.09 | |
3 | Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта. | 1 | 21.09 | |
4 | Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. | 1 | 28.09 | |
5 | Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. | 1 | 5.10 | |
6 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | 19.10 | |
Ты – пешеход | ||||
7 | Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов. | 1 | 26.10 | |
8 | Построй безопасный маршрут к школе. | 1 | 2.11 | |
9 | Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение). | 1 | 9.11 | |
10 | Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. | 1 | 16.11 | |
11 | Правила ожидания маршрутного транспорта на остановке. | 1 | 30.11 | |
12 | Какими бывают дорожные знаки. | 1 | 7.12 | |
13 | Дорожные знаки, которые должен знать пешеход. | 1 | 14.12 | |
14 | Предупреждающие знаки. | 1 | 21.12 | |
15 | Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. | 1 | 28.12 | |
16 | Информационные знаки. | 1 | 11.01 | |
17 | Знаки сервиса. | 1 | 18.01 | |
18 | Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков». | 1 | 25.01 | |
19 | Светофор. Разные виды светофора (обобщение). | 1 | 1.02 | |
20 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 1 | 8.02 | |
21 | Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Меры безопасности на железной дороге. | 1 | 15.02 | |
22 | Нерегулируемые участки дороги. Целевая прогулка. | 1 | 29.02 | |
23 | Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях. | 1 | 7.03 | |
24 | Помни о безопасности даже во дворе. | 1 | 14.03 | |
25 | Научись видеть дорожные ловушки и избегать их. | 1 | 21.03 | |
26 | Если что-то случилось. | 1 | 28.03 | |
27 | Если ты – велосипедист. | 1 | 4.04 | |
28 | Правила безопасности при участии в дорожном движении с использованием средств индивидуальной мобильности. | 1 | 18.04 | |
29 | На дороге нужно быть заметным! | 1 | 25.04 | |
Ты – пассажир | ||||
30 | Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. | 1 | 2.05 | |
31 | Если ты- пассажир автомобиля. | 1 | 16.05 | |
32 | Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле с бортами. | 1 | 23.05 | |
33 | Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | 1 | 30.05 | |
34 | Это может случиться с каждым. Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП. | 1 | 6.06 | |
Всего | 34 |
Описание учебно – методического обеспечения
УМК учителя:
1. Правила дорожного движения РФ, М.: 2011г.
2.Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 1 класс 1 часть, М.: Вентана – Граф.
3. А.М Якупов. ,А.И. Подольский, Б.А. Загребин Сборник материалов для проведения уроков по ПДД, 4-9 класс, Челябинск, 2007г
4. А.М Якупов Безопасность на улицах и дорогах: альбом для учащихся 1 класса к занятиям на уроках и дома, АСТ ЛТД,
5. Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 2,3 класс 1 часть, М.: Вентана – Граф.
6 Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 2,3 класс 2 часть, М.: Вентана – Граф
7. Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 1 класс 2 часть, М.: Вентана – Граф
8. Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 3,4 класс 1 часть, М.: Вентана – Граф
9. Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 1 класс 2 часть, М.: Вентана – Граф
УМК ученика
1. Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник 3,4 класс 1 часть, М.: Вентана – Граф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...