Семинар по теме "Формирование навыков работы с информацией"
учебно-методический материал

Писарева Елена Вячеславовна

Формирование навыков работы с информацией

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.64 КБ
Файл formirovanie_navykov_raboty.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков работы с информацией

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно  часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его  информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.

Современная информационная грамотность, информационная культура  выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности.

 Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом(период в жизни человека,создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения)  в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка  в 1-4 классах, поскольку  запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности  развития других.

 Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, при обработке информации , при организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно при выполнении  заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.

При поиске информации ученик должен:

а)  сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б)  выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

(РЕФЕРИРОВАНИЕ. Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения.)

в) иметь дело с двумя или более способами организации информации;

г) представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.


В начальной школе большое количество информации представлено в виде текстов.

Работа с любой текстовой информацией предполагает 3 уровня работы с текстом:

     поиск информации и понимание прочитанного (поиск, фиксация информации, представленной в явном и неявном виде, по заданному признаку с опорой на текст; умение фиксировать информацию различными способами: словесно, рисунками, таблицей и т. д..

  • преобразование и интерпретация информации (упорядочивание информации по заданному основанию, сравнение нескольких объектов по заданным признакам, умение понимать и исполнять инструкцию, представленную различными способами: рисунками, таблицей и т. д.
  • оценка информации (формирование оценочных суждений и собственной точки зрения на основе жизненного опыта и информации, полученной в тексте, умение выявлять и восполнять информационные пробелы.

Под поиском и пониманием прочитанного предполагается:

  1. умение находить в тексте факты, заданные в явном виде,
  2.  определять : главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты;
  3.  упорядочивать информацию, представленную в неявном виде;
  4.  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью;
  5. ориентироваться в словарях и справочниках.

                                                                                                                                                            Также школьники должны  научиться использовать формальные элементы

текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

         Работа с текстом - это первый этап становления умения работать с информацией. Можно сопоставить работу  с текстом с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Если работать с любой текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно

              Рассмотрим преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение :

         пересказывать текст;

  • соотносить факты с общей идеей текста
  • устанавливать простые связи
  • формулировать несложные выводы
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • научиться  выборочному  чтению. 

 

   отвечать на поставленный вопрос 

   научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Довольно часто школьники встречаются с трудностями преобразовывать  информацию из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, умение преобразовывать информацию также ценно для школьников,как и её понимание. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: 1)дополни, 2)заполни, 3)перескажи, 4)ответь на вопрос,5) найди закономерность.

В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Редко встречаются задания:

-опиши словесно таблицу,

- опиши словесно диаграмму,

-представь в виде диаграммы данные из таблицы,

- представь данные текста в таблице,

- найди в тексте всю информацию о…,

-что говорится о …

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.

Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению.

Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить

  1. определение истинности неравенств,
  2.  представление результатов оценки в таблице,
  3. решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на

4)высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно:

5)докажи текстом, почему ты так считаешь,

6) определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

 При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Писарева Елена Вячеславовна у читель начальных классов МБОУ «Лицей№21» Формирование навыков работы с информацией

Слайд 2

« Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний » Джон Нейсби т

Слайд 3

Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать.

Слайд 4

при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску информации; п ри её обработке; п ри организации информации ; при создании своих информационных объектов (при работе над проектами); при выполнении заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках Сформированные умения работы с информацией применяются :

Слайд 5

сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений; выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; иметь дело с двумя или более способами организации информации; представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах При поиске информации ученик должен :

Слайд 6

поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации Три уровня работы с текстом:

Слайд 7

умение находить в тексте факты; определять : главную мысль, тему текста делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию; использовать различные виды чтения; ориентироваться в словарях и справочниках Поиск и понимание прочитанного:

Слайд 8

Работа с текстом - это первый этап становления умения работать с информацией.

Слайд 9

До выполнения любого задания необходимо отработать умения читать текстовую информацию или информацию представленную в другом виде, например в таблице

Слайд 10

К ак называется таблица? Почему ? К акую информацию из нее можно извлечь ? З ачем нам таблица в задании ? К акая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках? Н азовите , сколько строк в таблице; сколько столбцов ? Ч то представлено в столбцах,в строках? ( прочитай «входные» ячейки ) К акое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др .? Какие вопросы можно задать учащимся, прежде чем начать работать с таблицей:

Слайд 11

о чем текст, выдели основную мысль; назови или найди заголовок, объясни ; выдели основные понятия; найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче ); спроси, что непонятно и др. Задания на понимание текста

Слайд 12

отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), прочитать информацию; выделить основное; понять; спросить (или выяснить), что непонятно Подход к «чтению информации »:

Слайд 13

пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание; научиться выборочному чтению; отвечать на поставленный вопрос; научиться делать выписки; составлять небольшие письменные аннотации к тексту П реобразование и интерпретация информации:

Слайд 14

д ополни; з аполни; п ерескажи; ответь на вопрос; найди закономерность Задания на преобразование информации, часто встречающиеся в учебниках:

Слайд 15

опиши словесно таблицу; опиши словесно диаграмму; представь в виде диаграммы данные из таблицы; представь данные текста в таблице; найди в тексте всю информацию о …; что говорится о … Редко встречаются задания:

Слайд 16

умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста Оценка информации :

Слайд 17

Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни. Оценка информации:

Слайд 18

определение истинности неравенств; представление результатов оценки в таблице; решение задач с нестандартной формулировкой; высказывание своего мнения, отношения; докажи текстом, почему ты так считаешь; определи истинность высказываний Задания на оценку информации :

Слайд 19

Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения

Слайд 21

http:// cyberleninka.ru/article/n/umenie-rabotat-s-informatsiey-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshego-shkolnika https://www.google.ru/search?q=%D0%9A4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&sa=X&biw=1680&bih=958&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ved=0ahUKEwiUss6HxL7QAhVBhiwKHTD3DcUQsAQIHA#newwindow=1&tbm=isch&q=%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B9%D0%B8%D1%8F&imgrc=_ Источники :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Технология развития критического мышления – целостная система, формирующая навыки работы с информацией.

                 Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технолог...

Навыки работы с информацией на уроках русского языка

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...