«Современные образовательные технологии» Для обучающихся искусству оригами
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
"Современные образовательные технологии" Для обучающихся искусству оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023_sovremenye_obrazovatel.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Центр Детского
и Юношеского Технического Творчества Кировского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Современные образовательные технологии»
Для обучающихся искусству оригами
Автор:
Технорядова Анна Михайловна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2023 год
Оглавление
Оглавление …..................................................................................................2
Введение …......................................................................................................3
Теоретическая часть …...................................................................................4
Технологии личностно-ориентированного образования ............................4
Технологии проблемного обучения…...........................................................4
Творческая мастерская…................................................................................5
Практическая часть …....................................................................................7
Заключение …............................................................................................... 10
Библиография ................................................................................................11
Введение
Социальные требования в новых условиях к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации Российского образования, утверждают: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Гуманистическое образование характеризуется ценностным отношением к ученику как к субъекту жизни и познания. Это означает, что сегодня «образовать человека» - значит не сформировать, не воспитать его (в традиционном смысле слова), а помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Отсюда вытекает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы поддержать, развить в человеке умения самореализации, самозащиты, самовоспитания. Реализация данной цели требует соответствующего содержания образования, технологий организации образовательного процесса, и возможна лишь при условии личностно-ориентированного подхода.
Цель данной методической разработки заключается в определении возможности
применения современных образовательных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.
В связи с обозначенной целью методической разработки определены задачи:
- обзор современных образовательных технологий;
- использование этих технологий при планировании занятий.
Методы исследования:
- изучение и анализ информационных источников.
Теоретическая часть
Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию смысло-поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как диалогичность, сотрудничество, деятельностно-творческий характер, предоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество педагога и учащихся. Примерами таких технологий могут служить имитационно-ситуативное обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение.
Проектное обучение предполагает 3 уровня:
- Социальная проба (инициативное участие учащихся в социально значимых делах, организованных взрослыми – оформление рабочего места, подготовка выступления к конкурсу, концерту) даёт возможность приобретения ребятами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одном условии – они сами добровольно захотят принять в нём участие. Педагог не может принудить ребёнка навязать ему участие в деле, у него есть возможность только мотивировать его. При этом приоритет остаётся за методом морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде (сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги) запрещено.
- КТД (коллективные творческие дела) способствуют формированию позитивного отношения ребят к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- Социально-образовательный проект даёт возможность детям получить опыт самостоятельного общественного действия.
Задачами технологии проблемного обучения, являющегося основой развивающего обучения, являются активизация и развитие качеств продуктивного мышления, развитее творческих способностей, формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур; стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний, развитие способностей к анализу, рефлексии.
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и направляет поиск решения. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное отображение схемы складывания фигурки оригами, правильное описание словесного складывания данной фигурки, перечисления базовых форм оригами, применяемых при конкретном складывании, перечисления геометрических понятий в данном конкретном складывании фигурки оригами и т.д.
Проблемное обучение включает в себя такие этапы:
- создание проблемной ситуации;
- её анализ, формулирование конкретной проблемы;
- Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);
- Проверку правильности решения и формулирование выводов;
- Применение выводов на практике.
Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций:
- Перед обучающимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
- задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
- Проблемное задание даётся до объяснения нового материала.
- Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Существуют 4 уровня проблемности в обучении:
- Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
- Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- Обучающийся ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (поисковый метод).
- Обучающийся сам ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).
В процессе такого обучения ребята учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески: добытые ими знания превращаются в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенность в своих силах и возможностях; самостоятельно добытые знания более прочные.
Некоторые источники к проблемно-поисковым технологиям относят и технологию проектного обучения, о которой уже было сказано выше.
Творческая мастерская – это процесс проживания действия от личных ассоциаций до восприятия разных типов информации на различных этапах мастерской, возникновения противоречия или разрыва в сознании участника мастерской и разрешения этого противоречия, построения гипотезы и, наконец, сотворения своего текста, своего рисунка, своей роли и т.п. Термин «мастерская» и основные принципы были заимствованы петербургской методической школой у французской группы GFEN. Более 10 лет технология творческой мастерской осваивается различными участниками учебного процесса. Это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией. Это единство самосознания, воображения, свободы выбора, независимой воли и ответственности каждого и всех за всё услышанное, воспринятое, пережитое, совершённое.
Один из принципов технологии мастерских: «Никто никому не вправе делать замечания, никто даже мысленно не должен давать отрицательных оценок другому, его работе, ибо всё обязательно оценивается с позитивной установкой».
Проведение творческой мастерской предполагает проживание следующих этапов:
- Индуктор (мотивационный). Его задача - включение в творческий процесс, «пробуждение», «наведение»: соединение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, актуализация необходимых возможностей и способностей субъекта познавательной деятельности, всего его личностного опыта, необходимого для исследуемой работы.
- Создание творческого продукта. Деконструкция-реконструкция – два взаимообусловленных шага. Материалы предыдущего этапа, отражающие личностный опыт, имеющиеся знания, представления по исследуемому предмету претерпевают разъединение, рассогласование, «разборку». Деконструкция – один из важнейших этапов мастерской, но одновременно и принцип работы, имеющий место в каждом этапе. Результат деконструкции – расставание с привычным, традиционным, универсальным и открытие уже на этапе реконструкции нового смысла, новых знаний, нового мировосприятия, которое станет достоянием всех участников мастерской на следующем этапе.
- Социализация – предъявление, опубликование индивидуальных результатов – позволяет понять Другого, увидеть его путь, способы деятельности, направление мысли, оценить идеи и подходы к их реализации, соотнести итог поисков со своим решением. В процессе знакомства с множеством вариантов найденных решений в большей мере развиваются аналитические способности, так необходимые на завершающем этапе.
- Рефлексия. Это «знание о собственном сознании», самоисследование, самоанализ, где каждый получает возможность не только осмыслить затруднения и успехи в работе, но и оценить неожиданные открытия. Рефлексия позволяет участнику мастерской не только проанализировать весь пройденный путь и услышать высказывания участников мастерской, но и поставить перед собой вопросы, которые позволяют двигаться дальше в той теме, в том материале, который был прожит в мастерской.
- Для мастерской характерен ещё один этап, получивший название «разрыв». Суть его в индивидуальном, глубоко переживаемом личностью переходе к новому видению предмета, знания. Он отражает особое психологическое состояние субъекта, либо уже осознавшего разрыв со своими предыдущими знаниями и представлениями, с собой прежним, с обстоятельствами, в которых находится, либо осознающим необходимость этого разрыва. Этот этап (один из результатов мастерской) может состояться как её ценностное последствие в отсроченном будущем, не сразу, тем самым утверждая незавершенность поиска, открытость новым смыслам.
Как в мастерской письма, так и в мастерской построения знаний работа по рассмотренному алгоритму может иметь не один, а несколько уровней в зависимости от степени сложности задач и требований глубины проработки материала. Возможно и проведение мини-мастерской, как части занятия.
Практическая часть
— Сэр, в чем секрет вашего успеха? — спросил журналист успешного предпринимателя преклонного возраста. – Я понимаю, что это долгий разговор, но если кратко?
— Можно и кратко… Я могу ответить двумя словами.
— Всего два слова? И какие?
— Правильные решения.
— А как же вы принимаете правильные решения?
— Здесь хватит одного слова.
— Да? И что это за слово?
— Опыт!
— А… как вы получаете этот самый опыт?
Уже совсем рассмеявшись, предприниматель сказал:
— Всего два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения!
«Если у вас нет зонта»
Занятие по оригами с использованием технологии проблемного обучения.
Предназначено для проведения с детьми 1 года обучения (у меня это в основном первоклассники – 7 лет) на начальном этапе («Азы мастерства»).
Тип занятия – построение нового знания.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Этапы занятия:
Организационный момент – 5 минут
Основная часть – 35 минут
- Создание проблемной ситуации.
- Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вам что-то необходимо, а его нет? Как вы выходили из положения?
- Вот и сегодня нам необходим квадрат, а на столах… только листы А-4. Как быть?
- Анализ, формулирование конкретной проблемы
- Надо этот квадрат сделать!
- Что мы знаем о квадрате? (это прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Возможно ли превратить прямоугольник в квадрат? Как?
- Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка)
- Предположения: отрезать лишнее «на глаз»/ сложить и отрезать лишнее
- Создание групп для обсуждения с последующим представлением решения
- Выбрав оптимальный вариант решения, определяемся с инструментами для работы: ножницы, карандаш, линейка, без инструмента.
- Исходя из выбранных инструментов, делимся на группы.
- Вспоминаем технику безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Проверка правильности решения и формулирование выводов;
- Практическая работа в группах по созданию квадратов, выявление важных моментов для получения аккуратного квадрата (формулирование выводов)
- Представление результатов, общие выводы
- Применение выводов на практике.
- Создание 2-х квадратов из одного листа
- Создание квадратов из полоски-остатка
- Выбор самого красивого своего квадрата
- А для чего нам квадрат? Сложим из него медаль «За находчивость» и вручим её… Кому?
Заключительная часть – 5 минут
Подведение итогов, наведение порядка, рефлексия.
Цель занятия – формирование умения приготовления квадрата из листа А-4
Задачи:
Образовательные
- найти способы приготовления квадрата из листа А-4
- способствовать формированию у детей умения применять имеющиеся знания
- формировать умение выделять главное
Развивающие
- Способствовать формированию направленного внимания
- Развивать личность ребёнка, её познавательные и созидательные способности
- Формировать вариативное мышление
- Развивать аккуратность, точность
- Развивать у ребят коммуникативные навыки
Воспитательные
- Воспитывать привычку аккуратности
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам по работе
- Формировать уверенность, что из любой ситуации всегда можно найти выход.
Формы обучения:
- Фронтальная и групповая
- Выполнение практической работы
- эксперимент
Эффективность применения технологии проблемного обучения.
- Знания, полученные опытным путём более прочные
- Формируется умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать выбор, выводы, аргументировать своё решение
- Снимается страх ошибки
- Заключение
- При подготовке работы было просмотрено множество материалов, теоретических и из опыта работы. Были изучены технологии личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, творческой мастерской и другие. Приобретён опыт в создании занятия или его части с использованием изученных технологий. Применение этих технологий эффективно, эффектно, способствует творческому самовыражению, самораскрытию ребёнка и педагога. Однако, подготовка к занятиям требует и от педагога нестандартного видения вопросов, оригинальности, что занимает больше времени на подготовку по сравнению с традиционным занятием.
- На основе этих технологий можно построить занятие по знакомству с условными знаками, принятыми в оригами; мастерскую письма.
Библиография
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2011. - /Стандарты второго поколения/
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта»совм. С издательством «Речь», 2003.
- Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 2004.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2008.
- Материалы с курсов повышения квалификации
- Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. – СПб: Невский Диалект, 2006.
- Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П.Сальникова. – М:ТЦ Сфера, 2010.
- Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методической пособие. – 4-е изд., доп. – СПб: СПбАППО, 2005.
- Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/ Авт.-сост В.Г.Тищенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М: АРКТИ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение высоких результатов учебных достижений обучающихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Обобщение опыта моей работы....
Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных тех...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций обучающихся».
Аналитический отчет за 2010-2015 учебный год...
Внедрение инновационных технологий в программу «Искусство оригами» в образовательный процесс
Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей...
Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных тех...
Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования УУД обучающихся
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОВЗ
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством....