Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе
статья (4 класс) на тему
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
777.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
1. Актуальность опыта
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
В настоящее время имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков с применением новых информационных технологий. Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.
Использование информационных технологий в образовательном процессе
делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию
самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, использования программного обеспечения компьютерного класса, электронных учебников, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет мне, как педагогу, расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников. Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся.
2. Научность
Теоретической базой опыта явились работы Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, концепция перспективной начальной школы
(Л.Е.Журова, Н.Ф.Виногорадова) и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области и страны. В основе педагогического опыта лежат основные положения теории Л.С.Выготского (вспомним его мысль, которую можно рассматривать в качестве центральной для образовательного процесса: «Развитие есть результат обучения…»).
Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным познавательным интересом, полученные знания отражаются глубиной и прочностью.
3. Результативность
Опытом своей работы я делилась на заседаниях методического объединения учителей.
Заметным результатом внедрение в процесс обучения математики современных информационных технологий стало создание своего персонального профессионального сайта в сети Интернет.
Мои ученики принимают участие в олимпиадах по предмету. В 2012-2013 учебном году ученик 4 класса Рожков Андрей занял 1 место в муниципальной предметной олимпиаде по математике. Учащиеся активно принимают участие и занимают призовые места в международном математическом конкурсе-игре "Кенгуру", во всероссийском конкурсе «Фактор роста», «Муравейник».
4. Новизна опыта
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках математики.
Трудоемкость опыта заключается в том, что использование современных педагогических технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.
Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителем математики в общеобразовательных школах.
5. Технологичность
Технологическая сторона моего опыта «Использование современных образовательных технологий в процесс обучения математики как средство познавательной активности школьников» предполагает постановку следующей цели: создание оптимальных условий для успешного обучения в школе. Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика» говорил о роли учителя в формировании у детей стремления к знанию «учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению». Следовательно, Каменский призывал поддерживать у детей стремление к обучению, т.е. одной из главных задач школы является формирование и поддержание стойкого интереса, познавательной активности к процессу обучения.
Опыт направлена на достижение следующих целей:
1. Выявить возможности и особенности использования средств современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках;
2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики в школе;
3. Выявить степень повышения познавательной активности школьников через внедрение в процесс обучение математики современных информационных технологий.
Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.
Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
- развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи; развивать межпредметные связи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
-теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики;
-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников;
- статистические: обработка результатов педагогического опыта.
- Игровые технологии
Принимая детей из дошкольных учреждений в школу, выявляю учебные возможности учеников, уровень их знаний, индивидуальные особенности и пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов .
В последнее время умственная нагрузка на уроках математики увеличивается, а значит, все актуальнее становится проблема заинтересованности учащихся в получении знаний. Для решения этой проблемы ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Вовлечение в игровую деятельность на уроке вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, смекалка, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
На уроках математики рекомендуется использование следующих дидактических игр:
- развивающих, так как они направлены на развитие личности учащегося;
- коллективных, они привлекают учащихся тем, что при работе такого вида чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;
- индивидуальных, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
- тихих, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.;
- «скоростных», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;
- игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из его структурных элементов.
Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты. Рассмотрим некоторые дидактические игры, используемые на уроках математики, в зависимости от этапа и типа урока.
1. Дидактические игры, используемые учителями при актуализации знаний. Такими играми могут служить блиц - опросы, небольшие викторины, математические ребусы, игры для проверки устного счета.
2. Игры, используемые при изучении нового материала.
Как правило, при изучении нового материала применять дидактические игры не так уж удобно, но всегда можно использовать игровые ситуации. Для создания которых на уроках используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений В математическом содержании игровых ситуаций должны содержаться противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия с необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его.
3. Дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно проводятся учителем в конце урока и занимают не более 10-15 минут
4. Дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний.
В качестве таких игр можно использовать как короткие игры, например, «Математическое лото», зашифрованные слова, а также игровые оболочки, например, «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать математиком?», викторины, КВНы, игры-путешествия, игры – сказки и т.д.
5. Игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ.
Процесс обучения немыслим без самостоятельной работы учащихся. Однако каждый преподаватель знает, что при проведении урока часто трудно пробудить интерес учащихся к активной мыслительной деятельности. В связи с этим учителю необходимо уделять особое внимание организации и проведению самостоятельных работ.
При проведении письменных самостоятельных работ, выполняемых в классе, можно использовать игры-соревнования, игры с зашифрованными словами, математическое лото, задания с самопроверкой и самооценкой и др.
- Технологии совершенствования вычислительных умений
Применение технологии совершенствования вычислительных умений позволяет достичь результатов за очень короткий промежуток времени; путь к увеличению скорости вычислений лежит через уменьшение количества ошибок, на уроке тренаж занимает всего минуту. В целях ликвидации пробелов в знаниях используются различные формы устного счёта. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и его особенности.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и формы, такие, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино» и многие другие. Сложившаяся определенная система работы по совершенствованию вычислительных навыков в 1-4 классах состоит из следующих этапов.
1)Этап вводного контроля.
1. На этом этапе в начале работы с классом, проводится проверка знания таблиц сложения, умножения, вычитания и деления. Форма проверки – устный счет по карточкам и таблицам. Задания из таблицы могут быть представлены на карточках (в двух вариантах) или на интерактивной доске. Результаты заносятся в ведомость. Учащимся, допустившим ошибки, предлагаются сборники таблиц для отработки навыков, и в течение определенного времени эти учащиеся повторно проверяются (при устном или письменном опросе в ходе уроков и при выполнении самостоятельных и контрольных работ).
2. Далее проводится проверка знаний по всем темам арифметики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами.
При этом индивидуальная работа с неуспевающими учениками ведется как на уроках, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.
2) Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков
К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов.
1. Таблицы, для отработки отдельного навыка в определенном классе.
2. Сводные таблицы для отработки нескольких навыков при обобщающем повторении .
Данные таблицы размножаются и выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект таблиц имеется в каждом классе и у учителя.
На этом этапе используются следующие формы работы:
- Устный фронтальный опрос по карточкам (на два варианта), проводимый как учителем, так и учащимися.
- Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
- Письменная самостоятельная работа с последующим анализом над ошибками.
- Решение у доски во время опроса.
- Решение за первой партой.
- Разбор образцов решения заданий и их оформления.
- Отработка алгоритмов (правил) вычислений.
- Рассмотрение примеров на использование рациональных способов решения.
При этом следует помнить, что:
- на каждом уроке надо заниматься не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом и его работу всегда можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выделяется карточка с заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в планах указывается, кого и по какому вопросу нужно спросить; при этом в отдельной тетради ведется учет овладения вычислительными навыками каждым учеником;
- при изучении нового материала желательно обращать внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки;
- полезно новый материал изучать в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом;
- при объяснении нового материала необходимо, чтобы ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает их к четкости и конкретности. В дальнейшем они смогут без суеты и волнения выполнить любое задание;
- необходимо воспитывать осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задачи, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после этого приступал к выполнению задания. Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению); очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать решение, действия.
Используются различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них – самостоятельные и контрольные работы, проводимые учителем по своему плану. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.
Важной частью занятий на данном этапе является коррекционная работа над ошибками. Мы ее проводим в следующих форме – после проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения, рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки.
При такой форме работы ни один ученик не останется вне поля зрения учителя.
3) Этап итогового контроля
Итоговый контроль проводится или в форме контрольной работы, или в форме устно-письменного зачета. К уроку-зачету учитель готовит систему карточек-заданий по теме. На зачете учащиеся отвечают теорию, решают задания, содержащиеся в карточке, иногда еще показывают тетради с выполненными примерами на вычисление и составленными примерами. Итоговые оценки выставляются в журнал.
Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться. Кроме того, вычислительные навыки детей хорошо отрабатывать при выполнении тестов.
- Здоровьесберегающая технология
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на разрешение этой проблемы. О том, что традиционный тип обучения негативно влияет на здоровье не только детей, но и даже взрослых, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания. Издавна повелось и свыклось — за грамотность почему-то расплачивается мир взрослых: кто пенсне на носу, а кто нередко и чахоткой. Но самым трагичным здесь оказалось то, что, не проанализировав глубоко причины данного явления, возникшие технологии были внедрены в обучение и вскоре охватили мир детства. Вот почему, считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.
Чтобы организация уроков выполняла условия здоровьесберегающего обучения , она должа обеспечивать:
а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
б) положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
в) возможность принимать информацию многосенсорно;
г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
д) разнообразие форм учебной деятельности.
При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.
Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся
Так при изучении различных тем на уроке математика дети 4 класса получают задание для самостоятельной работы.
- Какова норма витаминов, полученных учеником в день.
2. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Проведя, не одну серию уроком с использованием компьютерных технологий, считаю возможным выделить следующие дидактические возможности компьютера:
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности
- учащихся, особенно при исследовании и систематизации материала;
- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
- развитие познавательных способностей учащихся;
- интегрированное обучение предмету;
- развитие мотивации учащихся к изучению материала.
Использую компьютер на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения.
Остановлюсь на некоторых из этих этапов.
I. Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд-фильма. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
II. Решение задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы.
III. Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Локальная сеть, созданная в школе, позволяет широко применять электронные учебники. В медиатеке кабинета математики имеются учебные электронные пособия, которые использую на уроках и во внеурочное время. Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Применять компьютерные программы, как уже упоминалось, можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным,динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем условие на доске легко изменяется.
На сегодняшний момент в своей профессиональной деятельности широко применяю интерактивную доску, а именно при объяснении нового материала по готовым примерам (набранным заранее) есть хорошая возможность заострить внимание учащихся на наиболее сложных этапах решения с помощью указки или «Умного» пера, а также при проведении различных тематических зачётов, самостоятельных работ. В 1-4 классах на уроках математики провожу различные виды устного счёта. Дети с большим интересом с помощью интерактивного карандаша вписывают свои ответы в яркие, красочные ребусы, математические цепочки.
Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной
доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Деятельность на уроке математики с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
Использование информационных технологий дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.
Библиографический список
- Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
- Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
- Дидактические игры на уроках математики. – М.. 1990.
- Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с
учениками. М.2002.
- Материалы международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" МИФИ 1995,97,98 г.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности
(из опыта)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.
из опыта работы использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности...
О Т Ч Ё Т об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе
Применение современных образовательных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей....
Использование современных образовательных технологий в обучающем процессе
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных тех...
Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...