Формирование читательской грамотности младших школьников
учебно-методический материал

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Я расскажу вам о  приёмах  использования читательской грамотности на разных уроках в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx102.74 КБ
Файл zadaniya_dlya_1_klassa.docx94.81 КБ
Файл moe_vystuplenie.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Формирование читательской грамотности младших школьников

2 слайд

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 В наше время:  

- дети имеют низкую скорость чтения;

-  не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

3  слайд

Я расскажу вам о  приёмах  использования читательской грамотности на уроках литературы.

4 слайд

Задания для 1 класса

1) Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ 

  • Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2) Прочитай слова без лишнего слога

 тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка

  3) Читай только первые слоги.  

    канат  лентяй  дача рисунок          сани  ракета  фантазия          концерт  феникс  тарелка

   фикус  аллея  карандаш  

5 слайд

Задания для 2 класса

1.  Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.
  • Терпенье и прут всё перетрут.
  • Здоровому - грач не нужен.
  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

6 слайд

Задания для 3-4 класса.

Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец

  • В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
  • Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял .

7 слайд

   Приёмы использования читательской грамотности на уроках окружающего мира.

8 слайд

1 приём «Составление пазлов» (используется на подготовительном этапе  до начала чтения текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие растений» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением растений)

Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2 класс Тема: «Формы земной поверхности» (Равнина, гора, холм, овраг, горный хребет)

3 класс Тема: «Тела, вещества, частицы» (Тела, вещества, частицы)

4 класс Тема: «Мир глазами астронома» (Астрономия, Вселенная, Солнечная система)

9 слайд

2 приём «Словарная работа» (используетя при основном этапе  в процессе чтения)

 (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

10 слайд

3 приём Игра «Да - нет» ( используется при заключительном этапе  

(после чтения) »  (установление истинности/ложности информации)

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

11 слайд

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.

Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

https://urok.1sept.ru/articles/688028/img1.jpg

12 слайд

Составление памяток, инструкций.

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Режим дня школьника»

Памятка

Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить.

Чистить зубы два раза в день.

Соблюдать правила чистки зубов.

Полоскать рот после каждого приема пищи

Не употреблять много сладкой пищи

Чаще употреблять овощи и фрукты

Посещать стоматолога два раза в год

Памятка

Нужно тщательно мыть руки с мылом, чтобы уничтожить вредных микробов.

Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – ещё раз, выйдя из него.

Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

Вымойте руки после игр с домашними животными.

Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

3 класс Тема: «Берегите воду!»

Памятка

Закрывайте водопроводные краны.

Не засоряйте водоемы.

Не оставляйте мусор на берегу.

Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах.

13 слайд

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках математики

1.Работа с условием задачи, которую предстоит решить.

2.Моделирование сюжета задачи, визуализация текстовой информации (картинки, рисование, объяснение каждого элемента рисунка, что лишнее, чего не хватает, какая связь между выделенными объектами).

3.Работа над текстом уже решенной задачи.

4.Работа с текстом при составлении обратной задачи и ее решение.

5.Работа с текстом задачи для составления вопросов к ее тексту.

14 слайд

Приём  «Ложная альтернатива»

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
  • Какие звери живут в Африке –
  • мамонты или динозавры?

                                              1 5 слайд

               Прием: «Инсерт». 

 Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.  Прием используется на фазе «Осмысление» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.  1. Чтение индивидуальное.  1.Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал,  + – новое,  – – думал иначе,  ? – не понял, есть вопросы.  2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.  Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?) 

16 слайд

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках русского языка

Приём « Да - Нет»

На уроке по изучению темы       « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

 Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Прием «Добавь следующее»

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов

17 слайд

ВЫВОД: Таким образом, технологии развития продуктивного чтения способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями.

 



Предварительный просмотр:

Задания для 1 класса

1) Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ 

  • Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2) Прочитай слова без лишнего слога

 тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  повабурёшка  серчавиз кадыпуста  уктюроп  петщерушка

  3) Читай только первые слоги.  

    канат  лентяй  дача рисунок          сани  ракета  фантазия          концерт  феникс  тарелка

   фикус  аллея  карандаш  

Задания для 2 класса

1.  Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.
  • Терпенье и прут всё перетрут.
  • Здоровому - грач не нужен.
  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

Задания для 3-4 класса.

Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец

  • В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
  • Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял .

1 приём «Составление пазлов» (используется на подготовительном этапе  до начала чтения текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие растений» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением растений)

Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2 класс Тема: «Формы земной поверхности» (Равнина, гора, холм, овраг, горный хребет)

3 класс Тема: «Тела, вещества, частицы» (Тела, вещества, частицы)

4 класс Тема: «Мир глазами астронома» (Астрономия, Вселенная, Солнечная система)

3 приём Игра «Да - нет» ( используется при заключительном этапе  

(после чтения) »  (установление истинности/ложности информации)

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

https://urok.1sept.ru/articles/688028/img1.jpg

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Режим дня школьника»

Памятка

Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить.

Чистить зубы два раза в день.

Соблюдать правила чистки зубов.

Полоскать рот после каждого приема пищи

Не употреблять много сладкой пищи

Чаще употреблять овощи и фрукты

Посещать стоматолога два раза в год

Приём  «Ложная альтернатива»

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
  • Какие звери живут в Африке –  мамонты или динозавры?

Прием: «Инсерт». 

1. Чтение индивидуальное.  1.Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал,  + – новое,  – – думал иначе,  ? – не понял, есть вопросы.  2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.  Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–)

Есть вопросы (?) 

Приём « Да - Нет»

Это самостоятельная часть речи? - да;

 Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Прием «Добавь следующее»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе МБОУ « Июсская СОШ»

Слайд 3

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках литературы Задания для 1 класса Задания для 4 класса Задания для 3 класса Задания для 2 класса

Слайд 4

Задания для 1 класса Найди 6 слов Найди слово Найди 8 слов

Слайд 5

Найди ошибку Задания для 2 класса По печи узнают человека Здоровому – грач не нужен Терпенье и пруд всё перетрут

Слайд 6

Задания для 3 – 4 класса класса Вставь слова

Слайд 7

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

Слайд 8

Подготовительный этап Составление пазлов Облако понятий

Слайд 9

Основной этап Словарная работа

Слайд 10

Заключительный этап Игра «Да – нет»

Слайд 11

Приём «Хорошо – плохо» Плюс Минус

Слайд 12

Составление памяток, инструкций 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Слайд 13

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках математики Работа с условием Составление вопросов Моделирование Составление обратной задачи

Слайд 14

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках математики Ложная альтернатива Инсерт

Слайд 15

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках русского языка Приём «Да – нет» Приём «Добавь следующее»

Слайд 17

Спасибо за внимание! 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника.

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...