Выступление на семинаре
методическая разработка

Доклад на тему:

«Парная и групповая работа на уроках в начальной школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_noyabrya.docx20.69 КБ
Файл vystuplenie_shirievoy_a.r.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Доклад на тему:

«Парная и групповая работа на уроках в начальной школе»

2 слайд

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не только к качеству  образовательного процесса, но и  к условиям формирования знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

3 слайд

Поэтому на уроках предлагаю работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

4 слайд

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Но, прежде чем использовать работу в группах, дети учатся работать в парах. Вначале могут быть простые задания – почитать друг другу на литературном чтении, выполнение заданий  с взаимопроверкой, проверять друг у друга таблицу сложения и т.д.). Затем осуществляется обсуждение  в парах. Важно, чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу «сильный – средний», а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество. 

5 слайд

Работа в парах может быть организована на различных этапах урока.

Например,

-        Задайте друг другу два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них;

-        Скажи собеседнику, как ты его понял.

-        Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

-        Посоветуйтесь в парах и решите, как нужно выполнить задание.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре.

6 слайд

Второй этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, рекомендуется установить с ребятами правила работы в группе:

  1. Смотреть на собеседника при разговоре.
  2. Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
  3. Говорить только по делу.
  4. Внимательно слушать ответ.
  5. Обращаться друг к другу по имени.

Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели желательно детей не пересаживать. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

7 слайд

Способов разделения существует множество:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

  1. Писарь – записывает решение;
  2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
  3. Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член  делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу рекомендуется использовать на уроках технологии, так как она экономит время.

8 слайд

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

соблюдается дифференцированый подход;

укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в классе;

учащиеся усваивают больший объем материала;

появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

реализуется принцип деятельности;

порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;

работа в группе помогает ребенку   проявить себя;

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

9 слайд 

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе Подготовила: Шириева А.Р., учитель начальных классов МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 2023 год

Слайд 2

Цель педагога – научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

Слайд 3

Не каждый ребенок готов показать свои знания перед классом. Как помочь ему проявить себя?

Слайд 4

Цель групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Слайд 5

Этапы работы

Слайд 6

Правила работы в группе

Слайд 7

Способы разделения на группы

Слайд 8

Положительные моменты парной и групповой работы 1. Активная работа по формированию речевых навыков. 2. Сохраняется интерес к познанию 3. Развивается самостоятельность 4. Знания усваиваются прочнее 5. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей школьников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на семинаре завучей.

Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

выступление на семинаре по ФГОС

Выступление по стандартам второго поколения...