Инклюзивное образование в системе ФГОС начального общего образования.
статья
В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование
в системе ФГОС начального общего образования.
План.
- Актуальность инклюзивного образования в современном обществе.
- Последовательность работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности через адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут.
- Внеурочная деятельность - это успех творческого развития ребёнка в инклюзивном образовании.
- Актуальность инклюзивного образования в современном обществе.
В нашей стране для детей с инвалидностью или для обучающихся с особыми образовательными потребностями создана система специального образования, которая включает в себя особые условия для занятий с такими детьми: работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов, на общеобразовательные и коррекционные классы. В результате обучения таких детей в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основе инклюзивного образования лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который включает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» основная мысль которой заключается в том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями и увеличением количества таких детей. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах : доступность, равенство, уважение, гибкость, включение, сотрудничество, индивидуальность, забота и поддержка — помогают нам создать образовательную среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Направления в реализации инклюзивного образования.
- Организация и формы сопровождения и поддержки в условиях инклюзивного образования:
- создание службы предоставления комплексных социально-педагогических услуг детям с высоким уровнем потребностей в образовании и их семьям;
- формы инклюзивного образования, ресурсы инклюзивного образования
- Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение инклюзивного образования:
- создание практики эффективного включения учеников с особыми образовательными потребностями в образовательную среду;
- наработка опыта адаптации образовательных программ и учебных планов;
- наработка опыта разработки и использования информационных технологий
- Подготовка квалифицированных кадров для работы в таких классах.
- Последовательность работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности через адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Цель инклюзивного образования - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.
Задачи:
- разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования; ·
- совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования;
- определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов– участников инклюзивного образования;
- внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;
- создание на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в других общеобразовательных учреждениях.
При инклюзивном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу. Ребёнка необходимо менять так, чтобы он подходил школе или обществу. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия опирается на возможности и сильные стороны в развитии ребёнка.
Для развития потенциала детей с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются адаптированные образовательные программы и индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Реализация программы может осуществляется с поддержкой тьюторов, психологов, педиатров. Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Принципы формирования адаптивной образовательной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью или детей
с ОВЗ).
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных
особенностей обучения.
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения
в классе.
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
- Составлена с целью повышения успешности ученика.
Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется:
- программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, в том числе и адаптированными;
- типовым базисным учебным планом;
- годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательной организацией самостоятельно;
- индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. Он является приложением к договору, заключаемому между администрацией общеобразовательного учреждения и родителями (законными представителями) ребенка. Выпускникам, обучающимся в инклюзивных классах общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования при успешном прохождении итоговой аттестации.
Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности в инклюзивных классах.
- Выявление трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
- Проведение диагностики и психолого-педагогического мониторинга школьным консилиумом.
- Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов.
- Определение оптимального для ребёнка уровня сложности образовательных программ, составление адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.
- Включение ребёнка в деятельность (коррекция и развитие).
- Контрольная диагностика и рефлексия (определение уровня достижения целевых ориентиров адаптированной образовательной программы).
Этапы создания индивидуального образовательного маршрута.
- Знакомство с «Индивидуальной Программой Реабилитации детей -инвалидов» или рекомендациями ПМПК для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Заполнение «Диагностической карты школьных трудностей»;
- Составление «Индивидуального образовательного маршрута ребенка с трудностями в обучении» или адаптированной образовательной программы.
Уровни реализации:
- диагностика школьной зрелости, подготовка к школе;
- изучение динамики развития учащихся начальной школы (1-4 классы);
- диагностика готовности к переходу в среднюю школу (4 класс, май).
Большая роль в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья отведена школьному консилиуму, задачей которого является отслеживание результатов развития ребёнка и оказание ему и родителям реальной помощи через составление индивидуального образовательного маршрута с привлечением специалистов.
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы является создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
Задачи:
1. Выявить и классифицировать с учётом причин возникновения типичные школьные трудности при обучении детей (1-4 класс).
2. Определить необходимый объём и содержание коррекционно-развивающей работы с ребёнком на основе полученных диагностических данных.
3. Организовать взаимодействие специалистов осуществляющих сопровождение
Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений, оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка, развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций, адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум. Инклюзивное обучение поможет включению ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
Задачи учителя в работе с ребёнком ОВЗ:
- Организация успеха ребёнка.
- Формирование навыков общения.
В работе с родителями:
- Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс.
- Помощь родителям в воспитании ребёнка.
- Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка.
- Оптимизация процесса общения в семье.
- Восстановление потенциала семьи.
Приемы работы с детьми с ОВЗ:
1.– (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в болезнь;
- занятия гимнастикой, движения;
- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);
- внесение игры;
- помощь в занятиях творчеством;
- занятия по психотерапии
2. Православные беседы.
3. Учет возрастных психологических особенностей.
4. Диагностика индивидуальных особенностей.
5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио.
6.Интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание программы обучения.
7. Технические средства обучения.
8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.
- Внеурочная деятельность - это успех творческого развития ребёнка в инклюзивном образовании.
Внеурочная деятельность и воспитательная работа в инклюзивном образовании дает возможность учить детей проявлять терпимость и доброту, сострадание и милосердие, учить их поддерживать друг друга, рушить стереотипы и границы между людьми, а значит, именно так мы можем вырастить сильное, зрелое, толерантное, уверенное в себя поколение детей. Вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, применяя технологию сотрудничества и доверия, мы растим здоровое, крепкое общество успешных и сильных духом людей. Праздники, выставки, проекты, портфолио, развивающие кружки – всё это помогает ребёнку быть успешным, а значит - востребованным в обществе.
Научить творчеству нельзя, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка – это святой долг и обязанность каждого педагога. Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит обучающимся,особенно с ОВЗ, истинную радость и способность к самовыражению в творчестве, Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности. Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка. Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.
Список литературы:
- Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года (разработанный Комиссией под руководством В.А. Петренко).
- Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России».
- Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 2008 года // Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-544536-1418225215.jpg)
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/30/picture-88993.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-1403441-1650755945.jpg)
Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-1403441-1650755945.jpg)
Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-1403441-1650755945.jpg)
Рабочая программа 1 класс Литературное чтение (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-1403441-1650755945.jpg)
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...