Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelsnost.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проект - это "пять П":
- Проблема,
- Проектирование (планирование),
- Поиск информации,
- Продукт,
- Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.
Цель работы над проектами в начальной школе предусматривает: развитие УУД, личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
-по доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Информационный. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Творческий. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.
Возможных форм подведения итогов много:
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
- макет
- наглядные пособия, плакат,
Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.
Среди возможных форм презентаций можно выделить: демонстрацию готового продукта, праздник, выставку, спектакль.
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
Проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.
Основными этапами проектной деятельности являются:
1. Поисковый – погружение в проблему.
2. Аналитический – сбор и оценка информации.
3. Практический – разработка собственного варианта решения проблемы.
4. Презентационный - презентация проекта.
5. Контрольный - анализ и оценка результатов выполнения проекта.
На всех этапах работы над проектом я выступаю как помощник, направляю деятельность учащихся. При этом моя роль такова:
- консультирую по разным вопросам;
- моделирую различные ситуации;
- создаю ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- провоцирую вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности;
-наблюдаю, какой психолого-педагогический эффект имеет проект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:
- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- участвует в командной работе;
- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.
Приступая к проектированию, учитываю, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Темы проектов связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
Родители при выполнении проекта могут выступать одновременно в нескольких ролях.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях может выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В третьих случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.
Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика.
Проекты в первом классе:
РУССКИЙ ЯЗЫК
«Скороговорки».
«Сказочная страничка».
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Проект «Живая азбука».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
«Составляем сборник загадок».
«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
МАТЕМАТИКА
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«Моя малая Родина».
«Мой класс и моя школа».
«Мои домашние питомцы».
ТЕХНОЛОГИЯ
«Осенний урожай».
«Дикие животные».
«Украшаем класс к новому году».
«Чайный сервиз».
«Речной флот».
Поскольку это для меня первый год работы в начальной школе, опыта проектной деятельности у меня нет. Но вот мы с ребятами уже успели выполнить несколько проектов: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Моя малая Родина», «Осенний урожай», «Дикие животные», «Куклы – обереги».
Проект «Куклы – обереги» - коллективный, краткосрочный. Цель этого проекта: пробудить интерес учащихся к традиционной народной кукле. Достигая эту цель, дети не только познакомились с техникой изготовления народной куклы, но и узнали факты из истории Сибири. Ребята поняли, почему кукла была безликой, и как такой маленький предмет мог защищать жилище.
Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Проект – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми гостями в классе. Детям нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.
Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:
1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.
Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Метод проектов – это одна из возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.
Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остаётся равнодушным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...
Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...
Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
В данной статье освещен как собственный опыт работы по оранизации проектной деятельности обучающихся, так и теоретический материал по теме "Проект"....
Презентация: "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
Данная презентация сопровождала доклад на ШМО учителей началных классов....
Буклет «Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приво...
- Мне нравится (1)