Рекомендации по проектной деятельности.
статья (3 класс)

Смирнова Елена Николаевна

Сопроводительные рекомендации к рабочим листам по созданию проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_proektn_deyatelnosti.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по организации проектной деятельности

в начальной школе.

Проект - это комплексный метод, предполагающий использование широкого спектра  исследовательских и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Эта педагогическая технология  дополняет и расширяет образовательный процесс. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Все этапы подготовки и планирования проектов учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, формируются пары или группы, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, возможна помощь родителей. Отчет о проделанной работе представляется на уроке или во внеурочной деятельности.

        Подготовка к проекту занимает у учителя много времени. Часто молодые учителя работу над проектами сводят к тому, что дают задание детям и родителям подготовить сообщение на заданную тему, а потом на уроке в течение 40 мин. класс слушает эти сообщения. Приём учащиеся чаще всего читают доклады с листа, порой, не понимая о чём говорят. Объяснить за 40 мин цели и задачи проекта, порядок выполнения работы, а также организовать работу в парах и группах, очень сложно.

Кроме того, нужно всё это объяснить и родителям, чтобы они могли оказать помощь ребёнку в подготовке презентации своего проекта. Не смотря на то, что в учебнике есть рекомендации, практика показала, что для понимания, что же конкретно надо делать, этой информации недостаточно.

        Я предлагаю свои практические наработки по данному вопросу. Это индивидуальные рабочие листы. Рабочий лист представляет каждый этап работы и составлен по определённому плану.

1. Название проекта.

2.Цели и задачи.

3. Гипотеза исследования.

4. Актуализация знаний полученных на уроках.

5. План работы над проектом.

6. Шаблон для выполнения самостоятельной работы.

7. Вывод.

8. Приложение.

        Как показал опыт, теперь ученик может выполнить работу самостоятельно. Родителям тоже всё понятно, и они могут принять участие в подготовке к презентации проекта.

Демонстрация рабочих листов для 3 класса. (Школа кулинаров).

        Используя рабочие листы, я сделала следующие выводы.

- Рабочие листы позволяют учащимся работать самостоятельно по заданному алгоритму.

- Позволяют актуализировать и систематизировать знания, полученные на уроках по определённой теме.

- Помогают найти необходимую информацию, уточняя тему (оптимизируя круг рассматриваемых вопросов).

- Дают возможность учащимся проявить своё творчество.

- Экономят время урока, а также время на подготовку презентации.

- Учат правильно презентовать свою работу.

        Последний пункт рассмотрим отдельно.

Младшие школьники испытывают трудности во время публичных выступлений. Поэтому часто свои сообщения читают с листа. Это мешает развитию устной монологической речи. Во-первых, потому что, как правило, они не сами готовят это сообщение. Во-вторых, объём сообщений не соответствует определённому возрасту ребёнка. А родители считают, чем больше информации в выступлении, тем лучше.

В-третьих, ребёнок часто не понимает того, что читает.  И, в-четвёртых, и это важно, никакой пользы от таких выступлений нет. Слушателям не всё понятно и скучно слушать выступающего, особенно, когда выступление затягивается до 5-10 мин (бывает и такое), а само выступление монотонное и невыразительное.  А если таких выступлений 30!

        Поэтому я работаю над тем, чтобы сообщения были регламентированы по времени (1-2 мин.), содержание соответствовало теме проекта и в презентации были только основные моменты. Т.е. то, что определено в рабочем листе. Можно пользоваться планом и самим рабочим листом. Поощряется демонстрация рисунков, презентаций, видеороликов. Кроме того, в оценивании я учитываю работу ученика на уроке. И, если дома он не доработал какие-то вопросы, то оценить его работу можно по его рабочему листу. Так как на уроке он со всеми исследовал объекты, формулировал цели и задачи, гипотезу, делал выводы.

        Рабочие листы подходят как для индивидуальной работы, работы в парах, так и групповой.

        Если мои рекомендации показались вам интересными и полезными, предлагаю дидактический материал по данной теме, который вы можете скачать с моего сайта. Пока разработаны материалы по второму полугодию 3 класса. Поэтому предлагаю сотрудничество в этом вопросе для подготовки материалов по всем начальным классам.

http://nsportal.ru/smirnova-elena-n 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к проектной деятельности

В данном материале размещены советы детям, родителям, шаблоны отчёта и описания проектов, шаблон паспорта проекта, словарик....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Рекомендации и памятки по организации проектной деятельности в начальной школе

           Метод проектов прекрасно укладывается в современную  теорию образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности (всё то,...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Рекомендации по проектной деятельности

Встатье раскрывается смысл проетной деятельности, даются рекомендации по структуре проекта, его оформлению...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...