Развитие функциональной грамотности
материал
Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать знания на практике. Одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская СОШ №2»
«Развитие функциональной грамотности
учащихся начальных классов»
Богомолова Людмила Михайловна
учитель первой квалификационной категории
Сегодня на детей обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. И поэтому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем её мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
В начальной школе функциональная грамотность состоит из нескольких направлений:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать знания на практике. Одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.
Существует множество заданий, с помощью которых можно развивать креативность у учеников начальной школы.
Например, задания, которые вы можете сделать вместе с нами:
- Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Образец: обы(чай)ка.
- ме(шок )олад; у(гол )ова;
- фор( ум)ник; гор(шок )олад;
- жел( ток)син; на( род)ня;
- вам(пир )амида; за(кон )ец;
2. Прочитайте внимательно и найдите в этом рассказе названия представителей животного мира:
Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!
(Проверка)
- Кто нашел в 9 слов - ваше воображение, наблюдательность, мышление и внимание очень развито.
- Кто нашел 5 и больше слов - вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, но иногда вы не полностью раскрываете свой потенциал.
- А кто меньше 5 слов - ваша креативность не очень велика, может дело в том, что вы просто устали или недооцениваете свои способности и стали напрягаться.
Наверняка вы заходили в тупик при создании интересного, творческого урока, классного часа или не могли продвинуться дальше при создании проекта совместно с учеником.
В таких ситуациях нас спасают и выручают мультфильмы. Возможно, что Вы уже используете на своих уроках такие приёмы, а если нет – то советуем взять на вооружение. Дети среднего и старшего школьного возраста с удовольствием посмотрят мультфильм и обязательно примут участие в обсуждении и решении той или иной проблемы.
- Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришло лето, у лисы избушка растаяла… Выгнала лиса зайца и стала жить в его доме…»
Теперь зайчику надо доказать, что это его дом, а не лисы и ему нужно защитить свои гражданские права!
Как будто игра, но игра, которая обучает, предупреждает о серьёзных жизненных ошибках.
Мультфильм «Ну, погоди!» можно рассматривать пошагово на всевозможные правонарушения. Подойдет как для внеклассного мероприятия, так и для изучения на уроках права и обществознания..
Уже в первом классе после просмотра мультфильма обсуждаем положительные и отрицательные стороны героев, даём советы, рассуждаем, как правильно нужно было поступить.
По сказкам очень интересно работать, ребята с удовольствием помогают героям в той или иной ситуации.
Для начальной школы есть пособия по функциональной грамотности, которые содержат достаточно большое количество заданий связанных со сказками (например, «Колобок»)
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Формирование читательской грамотности начинаем в период обучения грамоте и работаем над развитием навыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении возникают проблемы с пониманием прочитанного. А в последние несколько лет наблюдаем, к сожалению, большое количество детей, которые приходят в первый класс с задержкой речевого развития, с проблемами произношения звуков и слабо развитой памятью. Казалось бы, 21 век на дворе, логопеды, дефектологи, развивашки с пелёнок, а дети всё слабее, всё больнее, всё проблемнее.
Но работать надо, учить надо, искать подход к каждому надо.
На уроках чтения эффективны такие приёмы, как
чтение строчек наоборот по словам,
восполнение пропусков букв в словах,
чтение перевёрнутого текста,
чтение строчек с закрытой нижней/верхней половиной,
поиск в тексте заданных слов,
прием "реклама книги", когда дети стараются увлечь своей книгой, организуем конкурсы на лучшего читателя,
учимся работать с разными словарями для получения дополнительной информации, учимся составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, доказательно выразить свое мнение.
Есть несколько интересных приёмов для развития читательской грамотности.
"Чтение с остановками". Дети по названию текста определяют, о чём или о ком пойдёт речь в произведении. Читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная работа способствует выработке у младших школьников внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.
Приём «Уголки» используем на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами
«Древо мудрости»: дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух.
Какую картину мы часто наблюдаем на уроках математики? Дети, владеющие вычислительными навыками, совершенно не справляются с решением текстовых задач, не понимают, что от них требуется. Как решить эту проблему? В учебниках задач много, но не во всех из них требуются практические действия в жизни, поэтому мы сами корректируем условия этих задач, добавляем вопросы. Составляем современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее. Они наглядно покажут применение математики в жизни. Если невозможно скорректировать задачу, тогда можно задать вопросы вида: «Где в жизни встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?» Главное работа должна вестись системно и поэтапно. Кроме того, мы работаем над развитием умения решать ребусы и логические задачи, примеры с зашифрованными числами, решаем задачи на планирование семейного бюджета.
Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе – это новый уровень знаний, поэтому и виды заданий на уроках окружающего мира меняются.
Ребята с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, любят задания с «изюминкой»
1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?
3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?
4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?
5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предлагаем детям найти, разработать способы сохранения осанки учащихся.
При решении подобных задач можно использовать приёмы технологии критического мышления: «Мозговой штурм», «Корзина идей» и др.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и детей позволяет воспитать успешного выпускника начальной школы. И если у учителя мотивации хоть отбавляй, дело остаётся за малым – замотивировать учеников и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель развития функциональной грамотности.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения,...
Мониторинг сформированности УУД как основа качественного развития функциональной грамотности педагога
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий), как известно, определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших з...
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс
Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
Данный факультативный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Слайдовая презентация в которой приведены уровни развития математической грамотности и примеры заданий для её развития....
Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.
Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....