Особенности формирования правосознания в начальной школе
статья
Доклад на тему "Формирования правосознания в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osobennosti_formirovaniya_pravosoznaniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1Особенности формирования правосознания
учащихся начальной школы
2слайд Воспитание – сложный и долговременный процесс. Именно учителю начальной школы принадлежит особая роль – избрать наиболее эффективную систему воспитания маленького человека. И если в воспитании детей будет упущено что-то существенное, то обязательно скажется в дальнейшей жизни ребёнка.
3Слайд В первом классе в период адаптации с детьми была проведена диагностика по теме «Индивидуальный профиль социального развития ребёнка» по методике Г.Б. Степановой. Результаты диагностики показали, что большинство детей замкнутые, с трудом идут на контакт со взрослыми, затрудняются решать конфликты со сверстниками. Есть в классе также дети тихие, застенчивые, которые легко идут на поводу у других детей.
4слайдИзучив результаты, свою работу построила по следующим направлениям:
- Развитие у детей положительного отношения к окружающим и природе .
- Выработка детьми жизненных правил.
- Гражданско-правовое воспитание младших школьников.
В начальной школе у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать о правах и нормах жизни в обществе. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление с правами и обязанностями. В этом помогает игровая деятельность:
- игры-путешествия (приглашаю детей отправиться в путешествие в другую страну: совместно продумываем документы, необходимые для путешествия, уточняем правила поведения.
5слайд)В ходе игры «Азбука хорошего человека» работаем в группах:
предлагаю назвать положительные качества и черты характера человека на каждую букву алфавита (А – аккуратный, артистичный,….. Б – бодрый, бдительный, блистательный, … и т.д.). Ребята делают вывод: если человек обладает такими качествами, он всегда сможет принять правильное решение в любой ситуации, придёт на помощь другому человеку, будет заботливым и внимательным, никогда не причинит вреда окружающим , будет с уважением относиться к людям.
6Слайд Например, в игре «Разрешается – запрещается», дети в игровой форме отвечают на вопросы с помощью карточек-светофоров:
зеленый - «разрешается», красный - «запрещается» (посмотри на этот знак: человек поднял флаг, слушать мнение ребёнка … разрешается; вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребёнка строго … запрещается).
7 Слайд Ролевые и театрализованные игры упражняют детей в стремлении войти в положение другого, понять его чувства и желания, развивают эмоциональную сферу, эмпатию, коммуникативные навыки и умения
8 слайд Игровые формы помогают проявлению эмоций, способствуют разрешению конфликтов, снимают детскую агрессию, воспитывают дружелюбие, умение прощать, учат видеть свои ошибки. («Поменяйся ролью», «Мои права» и др.).
9слайд Незаменимым средством правового воспитания и обучения правам человека является художественная литература- чтение и обсуждение разнообразных по жанру произведений больших и малых форм: повестей, рассказов, циклов рассказов, фольклорных и авторских сказок («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Маша и Ойка» С. Прокофьева, «Азбука хорошего поведения» А. Усачева, «Заплатка», «На горке» Н. Носова, «Синие листья» В. Осеевой и др.), пословиц и поговорок («Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»; «Вся семья вместе, так и душа на месте»).
10 слайд Классные руководители совместно с детьми формулируют правила жизни класса, организуют дежурство. Мы проводим индивидуальные и групповые беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, в общественных местах. В классе есть уголок, где ребята наглядно могут посмотреть правила поведения в школе, имеются и уголки безопасности поведения на дороге и в случае опасности. Ребята учатся анализировать свои и чужие поступки, сравнивать их.
11Слайд Очень важно сформировать у школьников гражданскую позицию для этого ввожу и закрепляю понятия: «право», «ответственность», «закон».
Правила поведения изучаем вместе с героями «Азбуки вежливости» А. Усачева, путешествуем вместе с Буратино в город Правил.
Работа по ознакомлению с правами детей заключена в темах: «Я и мои права», «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка», «Право на имя, семью, заботу и защиту», «Право на собственное мнение и дружбу», «Право на жильё, пищу, личное имущество». В ходе часа общения «Наши права» на примере сказки «Двенадцать месяцев», опираясь на закон «О правах ребёнка», отмечаем , какие права нарушили мачеха и сводная сестра( девочку: нагружали тяжёлой работой, лишали отдыха, отправляли в лес искать подснежники в непогоду).
Рассматриваем, в каких еще сказках нарушены права героев?
Детям 7-10 лет рассказываем, что они живут в стране, где каждый человек является гражданином; все люди равноправны, то есть равны перед законом; законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех; если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.
12Слайд Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача.
Уроки, ежегодно проводимые в сентябре и в декабре, традиционно посвящены России, символике, гордости за нашу Родину. Наша Родина многонациональная страна, все мы разные, но объединяет нас любовь к ней. Мы – граждане России.
13Слайд С начальных классов дети изучают историю родного края, жизнь знаменитых земляков, знакомятся с особенностями государственной символики. Мы изучаем традиции, на занятиях кружка делаем своими руками небольшие подарки и поздравляем жителей села с праздниками – Днем пожилого человека, Днем Победы, принимаем участие в акциях «Бессмертный полк», «Свеча Памяти».
14Слайд В 4 классе проводим анкетирование «Определение уровня правовых знаний». За период обучения в начальной школе дети приобретают устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.), начинают правильно оценивать свои и чужие поступки, переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами стать лучше.
В ходе занятий дети понимают, что эта проблема имеет отношение не только к взрослым людям. У детей также есть права. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности – уважения к закону и стремления его выполнять. Чтобы воспитать законопослушного гражданина, необходимо с раннего возраста закладывать уважение к законам.
Работа начинается в детском саду и продолжается в начальной школе. Младшие школьники – граждане огромной страны – России, работа с ними ведётся как подготовка к вступлению в новую, уже взрослую жизнь. Основы правовых знаний, полученные в начальной школе, помогут детям занять в обществе активную социальную позицию, приобщиться к общечеловеческим ценностям. Не важно, станут ли наши дети в будущем психологами, экономистами или юристами – основы права необходимы всем.
16Слайд Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"
В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...
Выступление на методсовете "Духовно-нравственное воспитание и особенности его реализации в начальной школе"
Из опыта работы школы...
Особенности гендерного воспитания в начальной школе
Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.Задача педагогов состоит ...
Презентация "Особенности проектной деятельности в начальной школе"
Материал этой презентации предназначен для учителей начальных классов, которые хотят использовать метод проектов в своей работе с младшими школьниками....
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Статья содержит практический материал об особенностях урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения....
Особенности формирования коллектива в начальной школе
Особенности формирования коллектива в начальной школеШмойлова Ирина, студенткаГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледжНаучный руководитель Мозгалева И.Е., преподавательВ школьные годы проис...
Особенности формирования детского коллектива в школе
Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характерис...