Развитие ценностно - смысловых компетенций младших школьников.
статья (4 класс)
В настоящее время в обществе отмечается повышение интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Она задаёт те ценностные ориентиры, которые продиктованы социальными запросами, предъявляемыми обществом системе образования, школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ценностно-ключевые кокпетенции | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ценностно-смысловых компетенций младших школьников.
В настоящее время в обществе отмечается повышение интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Она задаёт те ценностные ориентиры, которые продиктованы социальными запросами, предъявляемыми обществом системе образования, школе.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена цель современного отечественного образования, которая заключается в социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Главная задача российской системы образования – создание условий для качественного обучения. Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования. Одной из ключевых компетенций школьников является ценностно-смысловая компетенция.
Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностно – смысловая компетентность - это:
• восприятие ценности семьи в своей жизни;
• понимание ценности дружбы со сверстниками; авторитет педагога;
• справедливость, честность;
• оптимизм;
• аккуратность
• самокритичность;
• нравственная устойчивость;
• верность данному слову;
• доброта, чуткость, сострадание;
• трудолюбие.
Следовательно, достижению нового качества образования способствует понимание и принятие общечеловеческих ценностей, таких как:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Ценность красоты и гармонии – это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формирование ценностных установок личности, их развитие, изменение, трансформация в личностную позицию, поступки происходит на всех этапах личностного развития. Особое значение в этом процессе имеет младший школьный возраст, когда интенсивное развитие социального опыта ребенка обусловливает формирующиеся основы направленности личности, характер личностной позиции ребенка, нравственные установки, отношение к окружающему миру.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в процессе учебной и внеучебной деятельности закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости, раскрывается сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует.
Таким образом, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником и в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Сегодня на школу, на нас, педагогов, возлагается особая миссия – воспитание духовно- нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этой идеей продиктовано введение в младшей ступени школьного образования нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), который нацелен на формирование мировоззрения и ценностных ориентиров ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, воспитывать толерантную личность.
В школе всегда был и есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Это и классные часы, посвящённые нравственному воспитанию, и экскурсии, и встречи с людьми, чей жизненный путь – пример для подражания и воспитания лучших качеств личности. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, что проявляется в формировании:
– основ российской гражданской идентичности,
– ценностей многонационального российского общества;
– гуманистических ценностей;
– толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
– уважительного отношения к Российской многонациональной культуре.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический оттенки.
Знакомство четвероклассников с основами религий и этики помогает им быстрее и проще адаптироваться к современному миру, способствовать социализации ребёнка в обществе, расширяет их кругозор и подсказывает, как вести себя в других городах и странах, обогащать свой жизненный опыт.
Данный курс помогает ученикам составлять свое собственное мнение, понимать важность основных нравственных норм и ценностей, уважать чужие мнения и верования. А это та база, которая формирует целостную, компетентностную личность.
В процессе изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
Возможности курса используются также и для организации внеурочной деятельности обучающихся в системе воспитательной работы школы.
Таким образом, нравственные качества человека будущего общества закладываются сегодня именно благодаря урокам ОРКСЭ, основанным на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностно-смысловой подход к воспитанию школьников
1) Роль педагого в нравственном развитии учащихся.2) Смысловые обозначения ценностных осований жизнидеятельности человека в опыте поколений.3) Модель нравственно-этического воспитания.4) Значение нрав...
Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций.
Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций младшего школьника....
Теоретические основы развития ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях через личностные универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включ...
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов...
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения...
СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...
Контент - анализ статей по теме: «Ценностно-смысловая сфера младших школьников»
Контент - анализ статей по теме:«Ценностно-смысловая сфера младших школьников»...