«Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников»
статья

Неумоина Елена Николаевна

    Доклад на ШМО.

          В связи с введением ФГОС в «портрете выпускника начальной школы» одной из личностных характеристик учащихся является доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, то есть должны быть сформированы коммуникативные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа имени С.И.Подгайнова

 г. Калининска Саратовской области»  

 «Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников»

                                                     

                                                                                               Неумоина Е.Н.

                                                                                      учитель   начальных классов

2022 год

               В связи с введением ФГОС в «портрете выпускника начальной школы» одной из личностных характеристик учащихся является доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, то есть должны быть сформированы коммуникативные компетенции.

      Практика работы в школе показала, что учащиеся часто не могут чётко выражать свои мысли, их речь недостаточно выразительна, образна. Одни из них боятся вступать в беседу, не могут правильно задать вопрос или аргументировано отстоять свое мнение. Другие – не умеют слушать собеседника.

      Причина этого - огромные возможности использования информационно-коммуникационных технологий. Часто обучающиеся много времени проводят в сети Интернет, которая стирает пространственный барьер, но при этом ограничивает реальное общение.

      Актуальность активизации деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся налицо.

      Потребность в общении обеспечивает высокую мотивацию и ценностное отношение младших школьников к коммуникативной деятельности.

      Именно поэтому в начальной школе должна проводиться работа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.

Определения понятия компетентности

Коммуникативная компетенция – это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

      Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

      Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор.

Основные формы учебной коммуникации

  • Монологические формы речевой коммуникации
  • Диалогические формы речевой коммуникации
  • Выступать с заранее подготовленной речью
  • Учебная беседа учителя и ученика
  • Рассказывать
  • Учебная беседа в парах
  • Пересказывать
  • Учебная беседа в группах
  • Спрашивать и задавать вопросы
  • Дискуссия
  • Сообщать
  • Ответы на вопросы
  • Отвечать на вопросы
  • Ролевая игра
  • Критиковать
  • Блиц - турнир
  • Доказывать и опровергать
  • Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

 Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в  общении на уроке
  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
  • Комментировать вопросы и ответы
  • Делать сообщения
  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания
  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
  • Умение использовать риторические вопросы
  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе
  • Умение поддерживать беседу
  • Умение вести конструктивный диалог
  • Умение построить дискуссию и вести её
  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке литературного чтения использую:

  • игровые приёмы;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

1. «Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица лисы о том, как она угощала журавля

- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

- придумать другое окончание сказки, рассказа

Виды заданий

Серьёзное внимание уделяю развитию устной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.

  • Найди речевые ошибки и исправь их.

1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивиться!

  • Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши рядом на строчке.

Сколько времени? -----------

Вы сходите на следующей остановке? ----------

  • В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

      В своей работе широко применяю творческие игры, способствующие формированию коммуникативных умений.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Скакалка-палка». Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

Цель– раскрепостить детей, научить их не бояться говорить.

      На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

В итоге учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение.

Правила ведения диалога.

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить - подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос - твой божественный дар, умей им владеть

Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры.

Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.игры учебного характера

Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

• Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.

Мыслительные упражнения:

задания на анализ и синтез;

задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных(участвуют все ученики) к групповым(какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

На уроках использую вопросно–ответную форму, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

 Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.

Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

 Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ

Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников имеет проектно-исследовательская деятельность.

Одним из видов групповой работы учащихся на уроках литературного чтения является создание творческих проектов.

И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК  «Школа России»

      В проектах представлены пословицы, стихи, песни афоризмы, сказки ,статьи, сочинения-миниатюры, литературные композиции, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Творчество – сложный психологический процесс, затрагивающий непосредственно мышление, воображение. Основными видами деятельности по развитию творческих способностей являются:

  • Работа над сочинениями
  • Сочинение сказок
  • Драматизация и словесное рисование
  • Сочинение стихотворений.

  Развитие коммуникативной компетентности младших  школьников на уроках русского языка

В своей работе я  уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

  • разбор слов по составу;
  • выделение группы слов с одинаковым корнем;
  • нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение  их в группы;
  • нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
  • объяснение лексического значения слов.

Можно использовать следующие приёмы работы над значением слова:

  •  словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?»
  •  сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
  •  показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
  •  подбора синонимов: хороший – прекрасный, большой - огромный;
  •  подбор антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо.
  •  работа с многозначными словами: идут часы – идут дети – идёт строительство.

      Большое внимание уделяю  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности.

1.Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

сыч – сыр – сыт – сын – сан – сон – сор – сом – сок – сук – суп – суд –

2.Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

салат, голод, полка, шмель, глеб, год, сор, шрам, гудеть, гриб, свалить.

3.Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

маки, реки, лаки, соки, строки, баки.

4.«Распутайте» слова.

босака, посаги, лекосо

 5. «Договори слово».

си…(рень), си…(то), си…(ница), си…(ний), си…(роп).

6. Назови действия (перекидывая мяч):

метель (что делает?) – метёт,

гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - ….

Назови другой предмет с тем же признаком:

мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая)

7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

свежая пища, запас корма, вкусная еда;

9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

приехал, прибыл, прикатил;

10. Вставь в пословицы пропущенные словабольшой – маленький. …   дело лучше … безделия.

11. Укажи оба значения каждого словаОбразец: шашки – игра, шашки – оружие.

колонна;   овсянка;

       Обучение письменной речи состоит из этапов подготовительного и словесного творчества. Первоначально формируются умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения, составляются загадки, записки, рецепты, телеграммы, короткие письма. На этапе словесного творчества применяются нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи - создание сказок и сказочных историй. Эта работа включают в мыслительную деятельность воображение и фантазию, хорошо развитые у младших школьников. С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, проекты, мини-сочинения,  работу с пословицами и фразеологизмами.

Курс русского языка предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем ученики читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.

Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

      Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников

      Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов различного уровня. Они активные участники на общешкольных праздниках.

      Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников

Литература:

1.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества -М; «ВАКО»-2009

2.Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2009

3.Винокурова Н.К «Развитие творческих способностей»М 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников

Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с  младшими школьниками для развития коммуникативных  способностей....

методическая тема "Коллективная социальная деятельность как метод формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Разработка и апробация метода коллективной социальной деятельности , направленного на формирование коммуникативных УУД...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...

Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников.

Педагогическое управление проектной         деятельностью                  ...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...