Оценивание учебных действий
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Учебные действия | Основные критерии оценивания | Типовые диагностические задачи | Возрастная категория |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 1. Самоопределение | |||
Внутренняя позиция школьника
| - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения,- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; | 1. Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.) 2. Методика «Отношение к школе» Н. Лускановой 3. Тест «Мое отношение к учению» | 1, 2 класс 1, 2 класс 5 класс |
СформированностьЯ-концепции и самооценки | действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. | 1. Методика КТО Я? (модификация методики Куна) 2. Перспективная методика «Школа зверей» 3. Тест «Какой я» | 3-5 класс 1-2 класс 3-5 класс |
Самооценка - когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность); - регулятивный компонент | формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятияКогнитивный компонент: - широта диапазона оценок; - обобщенность категорий оценок; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | 1. Методика «Лесенка» 2. Методика изучения общей самооценки Г.Н.Казанцевой 3. Методика «Хороший ученик» 4. Методика «Кто Я?» 5. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн) 6. Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | 1-3 класс 4-5 класс 3-5 класс 3-5 класс 3-5 класс 3-5 класс |
2. Смыслообразование | |||
Мотивация учебной деятельности | - сформированностьпознавательных мотивов; - сформированностьсоциальных мотивов; - сформированностьучебных мотивов | 1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) 2. Отношение школьников к учению (анкета для учителей и учащихся) 3. Тест «Мое отношение к учению» | 1-2 класс 5 класс 5 класс |
Мотивация учебной деятельности | Уровень развития познавательных интересов, учебных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью | 1. Методика диагностики типа школьной мотивации Е. Лепешовой 2. «Незавершенная сказка» 3. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). 4. Опросник мотивации 5. Анкета «Мотивация к успеху» | 4-5 класс 1-2 класс 3-4 класс 3-4 класс 5 класс |
Личностное и профильное самоопределение | интерес к изучаемым областям знания и видам деятельности, | 1. Анкета оптанта. Карта интересов А.Е. Голомштока 2. Анкета «Необитаемый остров» | 5 класс 5 класс |
Эмоциональное состояние | Уровень адаптации к новым условиям обучения | 1. Опросник дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко) 2. Опросник адаптации (для учителя) 3. Методика САН или цветотестЛюшера | 1-2 класс 1 класс 5 класс |
3. Нравственно-этическое оценивание | |||
Дифференциация конвенциональных и моральных норм | Понимание конвенциальных норм | Анкета «Оцени поступок» Э. Туэриля, в модификации О.А. Карабановой, Е.А. Кургановой | 1 - 3 класс |
Понимание норм взаимопомощи, ответственности, решения конфликтных ситуаций | Ребенок учитывает нормы взаимопомощи, ответственности, решений конфликтных ситуаций. | Задание на выявление уровня моральнойдецентрации (Ж. Пиаже) | 1-3 класс |
Толерантность | Уровень предубежденного отношения к другим этническим группам | Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик) | 5 класс |
Ценностные ориентации, социальные эмоции | Сфера социальной приспособленности ребенка, его межличностные отношения, их особенности, восприятие внутрисемейных отношений, характеристик его поведения | 1. Проективный тест «Домики» (по Эткинду) 2. Методика Рене Жиля 3. Опросник (З. Гильбух) | 1-5 кл. 3-5 кл. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД | |||
Логические | - умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие; - сохранение дискретного множества. | 1. Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) 2. Методика «Нахождение схем к задачам (по А.Н. Рябинкиной) 3. Тест Керна Ирасека 4.ГИТ | 1- 2 класс 3-4 класс 1-2 класс 4-6 класс |
Действия постановки и решения проблем | умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи. | 1. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) | 3-4 класс |
Моделирование | кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); - декодирование/ считывание информации; - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач. | 1. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) 2. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслерав версии А. Ю. Панасюка) 3. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) | 1-2 класс 3-4 класс 2-3 класс |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД | |||
Прогнозирование | принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); | 1. Выкладывание узора из кубиков | 1-2 класс |
Планирование | план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; | 1. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину) – умение действовать строго по инструкции 2. Методика «Логические задачи» (А.3.Зак) | 1-2 класс 4-5 класс |
Контроль | контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); | 1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) 2. Режим работы учащихся | 3-4 класс 5 класс |
Оценка | оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. | Диагностика уровня интеллектуального развития | 4 - 5 класс |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД | |||
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция). | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное. | 1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). 2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) 3. Тест- опросник педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» 4. «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967) | 1 класс 2-4 класс 1-4 класс 4-5 класс |
2. Коммуникация как кооперация. | - умение договариваться, находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | 1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 2. Задание « Совместная сортировка» | 1-2 класс 3-4 класс |
3. Коммуникация как условие интериоризации. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | 1. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» | 2-4 класс 1 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30802.jpg)
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-256992-1370266969.jpg)
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Статья: « Механизм формирования, структуру и критерии оценивании тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-1148879-1560284404.jpg)
Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"
Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-1148879-1560284404.jpg)
Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация
Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213603-1580476122.jpg)
Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий
Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных зад...
Современный подход к оцениванию формирующее оценивание учебных действий.
Презентация на тему оценивания учебных действий обучающихся в условиях современного образовательного процесса....