Оценивание учебных действий
методическая разработка

Кожина Эржена Намсараевна

Учебные действия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_deystviya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные действия

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи

Возрастная категория

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

1. Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

 

- положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения,-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

1. Беседа о школе  (модифицированный вариант)  (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.)

2. Методика «Отношение к школе» Н. Лускановой

3. Тест «Мое отношение к учению»

1, 2 класс

1, 2 класс

5 класс

СформированностьЯ-концепции и самооценки

действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

1. Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

2. Перспективная методика «Школа зверей»

3. Тест «Какой я»

3-5 класс

1-2 класс

3-5 класс

Самооценка

- когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

- регулятивный компонент

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятияКогнитивный компонент: - широта диапазона оценок; - обобщенность категорий оценок; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

1. Методика «Лесенка»

2. Методика изучения общей самооценки Г.Н.Казанцевой

3. Методика «Хороший ученик»

4. Методика «Кто Я?»

5. Методика определения самооценки   (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн)

6. Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

1-3 класс

4-5 класс

3-5 класс

3-5 класс

3-5 класс

3-5 класс

2. Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности

- сформированностьпознавательных мотивов; - сформированностьсоциальных мотивов; - сформированностьучебных мотивов

1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

2. Отношение школьников к учению (анкета для учителей и учащихся)

3. Тест «Мое отношение к учению»

1-2 класс

5 класс

5 класс

Мотивация учебной деятельности

Уровень развития познавательных интересов, учебных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью

1. Методика диагностики типа школьной мотивации Е. Лепешовой

2. «Незавершенная сказка»

3.  Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой).

4. Опросник мотивации

5. Анкета «Мотивация к успеху»

4-5 класс

1-2 класс

3-4 класс

3-4 класс

5 класс

Личностное и профильное самоопределение

интерес к изучаемым областям знания и видам деятельности,

1. Анкета оптанта. Карта интересов А.Е. Голомштока

2. Анкета «Необитаемый остров»

5 класс

5 класс

Эмоциональное состояние

Уровень адаптации к новым условиям обучения

1. Опросник дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко)

2. Опросник адаптации (для учителя)

3.  Методика САН или цветотестЛюшера

1-2  класс

1 класс

5 класс

3. Нравственно-этическое оценивание

Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Понимание конвенциальных норм

 Анкета «Оцени поступок» Э. Туэриля, в модификации О.А. Карабановой, Е.А. Кургановой

1 - 3 класс

Понимание норм взаимопомощи, ответственности, решения конфликтных ситуаций

Ребенок учитывает нормы взаимопомощи, ответственности, решений конфликтных ситуаций.

Задание на выявление уровня моральнойдецентрации (Ж. Пиаже)

1-3 класс

Толерантность

Уровень предубежденного отношения к другим этническим группам

Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик)

5 класс

Ценностные ориентации, социальные эмоции

Сфера социальной приспособленности ребенка, его межличностные отношения, их особенности, восприятие внутрисемейных отношений, характеристик его поведения

1. Проективный тест «Домики» (по Эткинду)

2. Методика Рене Жиля

3. Опросник  (З. Гильбух)

1-5 кл.

3-5 кл.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Логические

- умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие;              - сохранение дискретного множества.

1. Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

2. Методика «Нахождение схем к задачам (по А.Н. Рябинкиной)

3. Тест Керна Ирасека

4.ГИТ

1- 2 класс

3-4 класс

1-2 класс

4-6 класс

Действия постановки и решения проблем

умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

1. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

3-4 класс

Моделирование

кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);         - декодирование/ считывание информации;           - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

1.  Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

2. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслерав версии А. Ю. Панасюка)

3. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

1-2 класс

3-4 класс

2-3 класс

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Прогнозирование

принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

1. Выкладывание узора из кубиков

1-2 класс

Планирование

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

1. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину) – умение действовать строго по инструкции

2. Методика «Логические задачи» (А.3.Зак)

1-2 класс

4-5 класс

Контроль

 контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

2. Режим работы учащихся

3-4 класс

5 класс

Оценка

оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Диагностика уровня интеллектуального развития

4 - 5 класс

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное.

1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

3.  Тест- опросник педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

4. «Ваза с яблоками»

(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)

1 класс

2-4 класс

 1-4 класс

4-5 класс

2. Коммуникация как кооперация.

 - умение договариваться, находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

2. Задание « Совместная сортировка»

1-2 класс

3-4 класс

3. Коммуникация как условие интериоризации.

 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

1. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

2-4 класс

1 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   (УУД) Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют н...

Статья: « Механизм формирования, структуру и критерии оценивании тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые у...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"

Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация

Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...

Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий

Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных зад...

Современный подход к оцениванию формирующее оценивание учебных действий.

Презентация на тему оценивания учебных действий обучающихся в условиях современного образовательного процесса....