«Использование интерактивных тестовых технологий на уроках русского языка в начальной школе»
статья
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе.Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают интерактивные формы и методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение по теме:
«Использование интерактивных тестовых технологий на уроках русского языка в начальной школе»
Подготовила:
Комина Ольга Ивановна
2023
Сообщение по теме:
«Использование интерактивных тестовых технологий на уроках русского языка в начальной школе»
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.
В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают интерактивные формы и методы обучения. В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться»
Интерактивные методы обучения (ИМО) — это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, овладевая учебным материалом. Особенности интерактивных методов обучения - побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Суть ИМО состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановимся на особенностях организации каждого из них.
В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить елочкой, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
Правило шестое. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – большой круг, вертушка, аквариум, мозговой штурм. Но есть такие, о которых не все учителя знают. Я использую в своей работе следующие интерактивные методы, приемы, игры.
- Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 20-21.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2014. 259 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2011. 230 с
- Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Менеджмент в образовании. 2014. № 4. С. 193-196.
- Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2015, №2. С. 33-37
- Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие [Текст]/ С.С. Кашлев. – Москва: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
- Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник [Текст]/ ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгяло, А.Я. Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.
- Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс]/ В.Н. Кругликов. — Электронные текстовые данные. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. Райс, О.И. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени [Текст]/ О.И. Райс. – Екатеринбург: Ridero, 2020. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...
Использование игровых педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе
Использвание игровых педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе...