технология ТРИЗ
методическая разработка (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
8 минут теория
Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Слайд 2
Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми.
Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения:
-наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать,
т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.
При традиционном обучении и воспитании на материале, лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.
К сожалению, в современных УМК не всегда предусмотрено развитие способностей детей к творчеству. Поэтому в своей работе я применяю ТРИЗ-технологии, так как они позволяют решить задачи, поставленные пред учителем Федеральным государственным образовательным стандартом.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.
Слайд 3 Цели и задачи ТРИЗ - технологии:
- целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
- обучение способам решения творческих задач;
- обучение способам коллективной познавательной деятельности;
- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
- формирование познавательной активности и интереса;
- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Слайд 4
Данную теорию начал разрабатывать в СССР Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
При «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Слайд 5
ТРИЗ формирует:
- стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний;
- умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности;
- умение выделять закономерности;
- воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Слайд 6
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
∙ регулятивных УУД:
прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
∙ познавательных УУД:
анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
∙ коммуникативных УУД:
постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
личностных УУД:
самоопределение, смыслообразование.
Слайд 7 Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:
-поиска идей,
- выявления и решения многих творческих проблем, через активизацию познавательной деятельности,
-выбора перспективных решений,
-развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
- Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
- ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Слайд 8
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.
Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.
Предлагаю вам рассмотреть некоторые примеры приемов и методов, которые я использую в педагогической деятельности.
Слайд 9-20 читаю с распечатки
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность.
Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов, а значит активизируют познавательную деятельность учеников.
Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание изобретать, мыслить, а значит, АКТИВНО ТВОРИТЬ, а не созерцать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....
Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»
Цели:1) актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач; 2) создание условий д...
Некоторые методические приемы технологии ТРИЗ
Начальная школа...
Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...
Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"
Всё о теории решения изобретательских задач, применении методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...