Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
статья
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priyomy_formirovaniya_uud_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
“Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе”
Мастер-класс
“Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе”
СЛАЙД 1
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Мастер –класс посвящен - “Приёмам формирования УУД на уроках в начальной школе”.
Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
- Что такое УУД? Какие бывают УУД?
- Рассмотрим некоторые приемы формирования УУД?
Работать будем в группах
Так что же такое что такое «универсальные учебные действия»,
на столах лежат карточки №1 Прочитайте и обобщите свои знания.
Первая группа зачитайте 1 понятие
1 -группа
УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
2 -группа
УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
3 –группа
УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
4 -группа
УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
СЛАЙД 2 Значит сделаем Вывод
В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
СЛАЙД 3
Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, вспомним, какие бывают УУД.
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
Предлагаем прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. (карточка № 2)
Прочитав тексты назовите, выделите основные действия, которые позволяют формировать УУД.
Пожалуйста, первая группа зачитайте Личностные действия
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1 группа
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
СЛАЙД 4
Личностные:
- Осмысление (Смыслообразование)
- Осознание (Самоопределение)
- Принятие жизненных ценностей (Нравственно- этическое оценивание)
2 группа
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
СЛАЙД 5
Регулятивные:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Саморегуляция
3 группа
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
СЛАЙД 6
Познавательные
- Общеучебные
- Логические
- Постановка и решение проблем
4 группа
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
СЛАЙД 7
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
- контроль, коррекция, оценка действий партнера
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи
СЛАЙД 8
Почему мы начали не с приемов, а УУД? «универсальных учебных действий»,
Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Рассмотрим примеры развития УУД на уроках.
На столе карточка №3
Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, приклейте в карточку № 4 в соответствующий столбик таблицы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Распределяем задания на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства в соответствии с УУД
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
1 группа
Русский язык:
- - Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
- - Соотнесите предметы и звуковые модели слов
- - В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
- - Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? | Соотнесите предметы и звуковые модели слов. | В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. | Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? |
СЛАЙД 9
2 группа
Окружающий мир:
- Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
- Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
- В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
- Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? | Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. | В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. | Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. |
СЛАЙД 10
3 группа
Литературное чтение:
- Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
- Как нужно было ухаживать за репкой?
- Почему репка выросла большая – пребольшая?
- Сочини продолжение сказки с друзьями.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? | Как нужно было ухаживать за репкой? | Почему репка выросла большая – пребольшая? | Сочини продолжение сказки с друзьями. |
СЛАЙД 11
4 группа
Изобразительное искусство:
- Какой цвет является твоим любимым и почему?
- В какой последовательности будет выполнен портрет?
- С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
- Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Какой цвет является твоим любимым и почему? | В какой последовательности будет выполнен портрет? | С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? | Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. |
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13, 14, 15,16
Давайте вспомним, определение
Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и повышать качество знаний учащихся.
В карточке №5 описаны педагогических приемы, которые можно использовать для формирования УУД универсальных учебных действий
Во время чтения отметьте знаком “+” тот прием, который вы уже использует в своей практике, а Прием, который вам покажется интересным – который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте !
Поделитесь, какими приемами вы успешно пользуетесь, а может быть есть любимый.
Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Следовательно, речь идет о развитии универсальных учебных действий учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации обновленного ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....
Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...
Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Что важно для учителя в работе? Достичь результата, используя инновационные технологии, разные методы, средства.А ученикам? Главное, чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать....
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Материал содержит доклад, презентацию к докладу, раздаточный материал к педсовету-практикуму по теме "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"...
Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной ...
Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе ...
Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе...