Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
статья

Сидорова Наталья Ивановна

Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

“Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе”

Мастер-класс

“Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе”

    СЛАЙД 1

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Мастер –класс посвящен - “Приёмам формирования УУД на уроках в начальной школе”.

Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

  • Что такое УУД? Какие бывают УУД?
  • Рассмотрим некоторые приемы формирования УУД?

Работать будем в группах

Так что же такое что такое «универсальные учебные действия»,

на столах лежат карточки №1 Прочитайте и обобщите свои знания.

Первая группа зачитайте  1 понятие

1 -группа

УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

2 -группа

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

3 –группа

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

4 -группа

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

    СЛАЙД 2   Значит сделаем Вывод

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

СЛАЙД 3

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, вспомним, какие бывают УУД.

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

Предлагаем прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. (карточка № 2)

Прочитав тексты назовите, выделите основные действия, которые позволяют формировать УУД.

Пожалуйста, первая группа зачитайте Личностные действия 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1 группа

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

СЛАЙД 4

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей (Нравственно- этическое оценивание)

2 группа

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

СЛАЙД 5

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

3 группа

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

СЛАЙД 6

Познавательные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

4 группа

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

СЛАЙД 7

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи

СЛАЙД 8

Почему мы начали не с приемов, а УУД? «универсальных учебных действий»,

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Рассмотрим примеры развития УУД  на уроках.

На столе карточка №3

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, приклейте в карточку № 4 в соответствующий столбик таблицы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства в соответствии с УУД

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

1 группа

Русский язык:

  • - Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
  • - Соотнесите предметы и звуковые модели слов
  • - В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
  • - Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.  Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться  для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

СЛАЙД 9

2 группа

Окружающий мир:

  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений,  которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об  этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

СЛАЙД 10

3 группа

Литературное чтение:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты  был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение

сказки с друзьями.

СЛАЙД 11

4 группа

Изобразительное искусство:

  • Какой цвет является твоим любимым и почему?
  • В какой последовательности будет выполнен портрет?
  • С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

 СЛАЙД 12

СЛАЙД 13, 14, 15,16

Давайте вспомним, определение

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и повышать качество знаний учащихся.

В карточке №5 описаны педагогических приемы, которые можно использовать для формирования УУД   универсальных учебных действий

 Во время чтения отметьте знаком “+” тот прием, который вы уже использует в своей практике, а Прием, который вам покажется интересным –  который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте !

  Поделитесь, какими приемами вы успешно пользуетесь, а может быть есть любимый.    

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Следовательно, речь идет о развитии универсальных учебных действий учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации обновленного ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...

Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Что важно для учителя в работе? Достичь результата, используя инновационные технологии, разные методы, средства.А ученикам? Главное, чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать....

Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Материал содержит доклад, презентацию к докладу, раздаточный материал к педсовету-практикуму по теме "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"...

Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе

Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.     Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной ...

Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе

Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.     Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе ...

Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе...