Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
статья (3 класс)
Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.
Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе можно использовать.
Существует пять основных принципов педагогической техники (по А.А. Гину). Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0007d536-543689fb_priemy.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баргузинская сош»
С Баргузин
Доклад
Педагогические приемы формирования УУД на уроках
Составила:
учитель начальных классов
1 категории
Новоженова Н.А.
«Педагогические приемы формирования УУД на уроках
в начальной школе"
Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.
Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе можно использовать.
Существует пять основных принципов педагогической техники (по А.А. Гину). Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
Принцип свободы выбор-ученикам задается несколько заданий, они сами выбирают любые из них. Какие же приёмы можно использовать?
1.Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным опросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.
2. Защитный лист: перед каждым уроком ученик может вписать свою фамилию в "Лист защиты" и может быть уверен, что его сегодня не спросят. Если (срез, контрольная),"Лист защиты" не работает. Учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
3. Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый должен выбрать и решить не менее заранее оговорённого минимального объема задания.
4.Самостоятельный выбор задания: дает учащимся возможность самореализации, из множества заданий ученик выбирает свой уровень сложности.
5.Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.
6.Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с учениками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.
Принцип открытости- сделать уроки проблемными, вызвать неподдельный интерес учащихся и оставить вопрос открытым. Какие же приёмы можно использовать?
1. Выход за пределы: когда учитель включает в урок последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.
2. Удивляй: речь идет о постановке проблемы на уроке, о создании ситуации противоречия и осознании ее учениками.
3. Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и развивающих вопросов. При чтении художественного текста используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение
4.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие изучаемый материал на данном уроке с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Принцип деятельности - учитель привлекает детей к получению новых знаний, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо. Какие же приёмы можно использовать?
1. Дай себе помочь: учитель (в добровольном порядке!) предлагает разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
2. Отсроченная реакция: учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза, поразмышляв, может выдать блестящий ответ.
3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их.
4.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов к изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, или попарно отвечают на вопросы друг друга.
5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
6.Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
7.Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку(альпинисты покоряют вершину)
8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
9. «Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Принцип обратной связи - только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Какие же приёмы можно использовать?
1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
2. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.
3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.
4. "Мордашки : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу.
6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.
7. Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.
Принцип идеальности- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
2. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др.
3. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
4. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет часто работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто.
5. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.
6. Блиц контрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания
7. Знакомьте с критериями: учитель знакомит учеников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
8. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь (например : 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Прием используют с целью согласования критериев отметки и формирования умения регулярно оценивать свой труд.
9. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).
10. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.
Не существует плохих и хороших приемов. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными.
К использованию тех или иных приемов и методов учитель должен относиться творчески.
И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приема, условия его применения. Лишь тогда данный прием может достигнуть поставленной учебной цели.
Разумеется, не все приемы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя. Но вооружившись даже несколькими приемами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов. Какие приемы использовать на различных этапах урока, как сочетать их, как дозировать нагрузку? Открывается возможность для творчества. Главное, чтобы используемые приемы были освоены до автоматизма, а ученики были бы полноправными соучастниками педагогического творчества.
Некоторые приёмы универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Но на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации. Об этом говорит известный афоризм Анатоля Франса: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Приёмы, которые помогают формированию конкретных УУД: представлены в таблице.
Развитие УУД
Личностные умения | |
Задание массивом. | Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. |
Регулятивные умения | |
"Лист защиты". | Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Познавательные умения | |
Свои примеры. Пересечение тем. | Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Коммуникативные умения | |
Взаимоопрос. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, это формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, т.е. умение учиться.
Таким образом, современный учитель, идя на урок, прежде всего обеспокоен не тем, как подать готовые знания, а как организовать познавательную деятельность учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....
ЗАНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ по теме « ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В работе по теме « ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» раскрываются формы и приемы опыта учителей начальных класов , используемые на уроках и внеуро...
Мастер-класс «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»
"Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе" Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУДЗадачи: Раскрыть и осмыслить понятие УУДРассм...
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Материал содержит доклад, презентацию к докладу, раздаточный материал к педсовету-практикуму по теме "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"...
Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе ...
Педагогические приемы, направленные на формирование УУД на уроках в начальной школе
Приемы формирования УУД...
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе...