Методический семинар "Чтение со знаком качества"
учебно-методический материал (2 класс)
В материале рассмотрены аспекты работы по формированию читательских компетенций младших школьников с использованием технологии обучения младших школьников эффективному чтению Г.В. Королёвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_chtenie_so_znakom_kachestva.docx | 537.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Чтение со знаком качества»
Читается трояким образом:
первое – читать и не понимать,
второе – читать и понимать,
третье – читать и понимать даже то,
что не написано.
Я. Б. Княжнин
СЛАЙД 1
Хочу предварить свое выступление словами драматурга русского классицизма Якова Борисовича Княжнина:
«Читается трояким образом:
первое – читать и не понимать,
второе – читать и понимать,
третье – читать и понимать даже то, что не написано».
Спроецируем это высказывание на школу. Каким образом чаще всего читают наши ученики? А к какому идеалу мы стремимся? Ответ очевиден.
СЛАЙД 2
Приоритетная цель образования в современной школе - развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а владение навыками качественного, продуктивного чтения — необходимое и обязательное условие формирования такой личности.
Таким образом, перед школой стоит задача обучить детей осваивать учебный материал наиболее эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью.
А что же на практике?
СЛАЙД 3
Современные реалии таковы, что раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (преимущественно - компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость. Эти факторы затрудняют чтение в традиционном смысле, работу с печатным словом, которые требуют внимания и сосредоточенности.
СЛАЙД 4
Думаю, что проблема сравнительно низкого уровня читательской компетентности школьников понятна и близка каждому педагогу. Особенно это стало заметно, когда появились первые комплексные работы, основанные на анализе текста межпредметного содержания. Мы столкнулись с тем, что у ребенка возникают трудности при осознанной работе с текстом. С первого, а иногда и со второго-третьего прочтения, он не может найти ответы на, казалось бы, простые вопросы.
Следующий проблемный этап – переход младших школьников в среднее звено. По мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается, прежде всего, в работе с учебными текстами, что в дальнейшем приводит к возникновению серьезных проблем в обучении.
Новые проблемы диктуют поиск таких методов работы, которые способны преодолеть возникшее противоречие между тем, «как быть должно» и «как на самом деле».
Добиться этого можно разными способами: увлеченное преподавание, создание ситуации успеха на уроке, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом, с помощью которых возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Таким средством обучения осмысленному чтению стал для меня метод «Эффективного чтения» Галины Викторовны Королевой.
СЛАЙД 5
МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это программа умственных действий и операций в процессе чтения текста (и его устного восприятия), позволяющая быстрее и качественнее усваивать информацию, дольше её сохранять и легче воспроизводить.
В основе данного метода лежат дифференциальный и интегральный алгоритмы, разработанные кандидатом технических наук О.А. Андреевым.
СЛАЙД 6
Основной задачей метода является повышение эффективности, продуктивности и производительности чтения.
Метод включает в себя:
• применение технологий алгоритмического усвоения текстов;
• сжатие информации текста без потери смысла через выделение опорных слов, формирование смысловых рядов – опорной сети – и формулирование смысловой доминанты;
• визуализацию мышления в виде опорных структурно-логических схем.
Обучение приемам эффективного чтения строится по семи направлениям, каждое из которых имеет свое практическое значение.
СЛАЙД 7
К сожалению, регламент семинара не позволяет подробно рассказать о каждом направлении, поэтому остановлюсь на основе основ - подготовительном этапе: дифференциальном алгоритме чтения, то есть формировании умений количественного и качественного сжатия текста.
Действие этого метода распространяется как на весь текст, так и на один или несколько абзацев, объединенных общей главной мыслью. С помощью данного алгоритма можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста (чаще всего абзац) на логические отдельные элементы и проводить анализ произведения поэтапно
На уроке литературного чтения во 2-ом классе по теме «Работа над рассказом В.Осеевой «Хорошее» при анализе произведения с использованием дифференциального алгоритма чтения текст рассказа разделен на смысловые фрагменты. Организация работы в группах заключается в анализе отдельных фрагментов рассказа, из которых складывается целостная картина.
СЛАЙД 8
Работа по формированию умений количественного и качественного сжатия текста начинается со знакомства с понятием «опорные слова». Учащиеся уясняют, что опорные слова обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие, а опорными называются потому, что служат опорой конкретного текста. Далее учатся находить опорные слова в предложенных текстах.
Для отработки данного навыка использую систему упражнений. На первоначальном этапе дети находят опорные слова под моим руководством, впоследствии предлагаю им дополнить список опорных слов недостающими, найти ошибки в готовой работе, выбрать опорные слова из списка предложенных. Именно прием выбора слов из списка будет использован мной при проведении конкурсного урока.
Нахождение опорных слов – универсальный прием работы с любым текстом на любом учебном предмете.
СЛАЙД 9
Рассмотрим пример упражнения по нахождению опорных слов:
УМНАЯ ГАЛКА
Галка захотела пить. Оглядевшись, она заметила на столе кувшин с водой. Но воды в кувшине было очень мало. Галка прыгала возле кувшина, однако так и не смогла достать клювом до воды. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
Л. Толстой
Опорные слова:
ГАЛКА, КУВШИН, КИДАТЬ КАМЕШКИ, ВОДА ПОДНЯЛАСЬ.
СЛАЙД 10
Приобретение навыка нахождения опорных слов позволяет перейти к следующему виду деятельности: составлению опорной сети. Она представляет собой комбинации опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста. Главное, что я должна донести до учащихся, – то, что ОПОРНАЯ СЕТЬ – это МАЛЕНЬКИЙ текст, полученный из БОЛЬШОГО (исходного) текста. Основное правило опорной сети – она должна КРАТКО, НО ТОЧНО передавать информацию текста.
Данный вид работы будет продемонстрирован на уроке, когда дополнив список опорных слов вспомогательными, дети кратко пересказывают фрагмент рассказа.
СЛАЙД 11
Вернемся к рассказу «Умная галка».
УМНАЯ ГАЛКА
Галка захотела пить. Оглядевшись, она заметила на столе кувшин с водой. Но воды в кувшине было очень мало. Галка прыгала возле кувшина, однако так и не смогла достать клювом до воды. Тогда она стала кидать камешки в кувшин. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
Опорные слова: Опорная сеть:
СЛАЙД 12
Таким образом, с текстом происходят количественные преобразования: уменьшается количество слов, но остается самое необходимое, что позволяет перейти к преобразованию качественному - выделению главной смысловой части текста – смысловой доминанты. Она может выражаться своими словами, предложениями из текста или же на помощь приходят «крылатые выражения», народная мудрость. В ходе урока определяется идею произведения, а далее учащиеся уже самостоятельно выбирают из нескольких предложенных пословиц ту, которая выражает главную мысль произведения.
Отмечу, что поиск и формулирование доминанты в художественных текстах позволяет не только развивать речь учащихся, но и имеет воспитательное значение.
Главная ценность уже сформулированной доминанты состоит именно в том, что она становится итогом работы над текстом, результатом его тщательного преобразования – сжатия.
СЛАЙД 13
Вновь обратимся к рассказу. Галка смогла напиться, накидав камешки в кувшин. Что ей помогло? Смекалка. Формулируем смысловую доминанту: «Смекалка выручает в сложной ситуации».
СЛАЙД 14
Познакомившись с основными понятиями подготовительного этапа и научившись выделять опорные слова, опорную сеть и доминанту, учимся с детьми строить элементарную схему текста, то есть осуществляем переход к интегральному алгоритму чтения. С ее помощью они отвечают на мои вопросы, делают выводы, строят план своего выступления, могут кратко пересказать текст прочитанного.
СЛАЙД 15-16
Важно отметить, что каждый из перечисленных этапов визуализирован в виде условных обозначений. Данные условные обозначения представлены на слайде.
Уголок маленького ящичка, в который необходимо спрятать текст, но текст большой, а ящичек маленький, поэтому можем взять лишь несколько самых важных слов. | |
Сеть, с помощью которой «ловим» в тексте только самые необходимые слова. | |
Отыскать в тексте «смысл» – не такое простое дело. Чаще всего он скрыт, «завязан в мешочек», и, чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. | |
Восклицательным знаком отмечены обучающие упражнения по теме | |
Буквой К отмечено контрольное упражнение по теме | |
Текст Текстович – сквозной герой, который проходит через все разделы учебника и участвует в объяснении нового материала. | |
Ученики, которые учатся вместе с юным читателем; они предлагают различные варианты решения задач, совершают ошибки, являются авторами заданий, приводимых для разбора и анализа |
Я приводила примеры работы на уроках чтения. Но подобные задания выполняем с детьми на всех учебных занятиях, подразумевающих работу с текстом: уроки математики, русского языка, окружающего мира. В итоге реализуется требование Федерального государственного образовательного стандарта – обучение на основе принципов метапредметности, ведь связующим звеном учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания.
СЛАЙД 17
У данного метода широкая область применения:
1) понимание информации учебных, научно-популярных текстов и публицистики;
2) умение воспроизводить в устной и письменной форме устных рассказов, сообщений и выступлений;
3) подготовка к письменному и устному пересказу учебных, научно-популярных текстов.
Отмечу, что в результате ребёнок получает инструмент работы с текстом, который позволяет работать с произведением с максимальной результативностью.
СЛАЙД 18
Мониторинг уровня обученности показывает, что использование метода эффективного чтения позволяет моим ученикам приобретать навыки восприятия любого текста. В процессе этой деятельности формируется их читательская компетентность, а чтение постепенно становится общеучебным умением – чтением со знаком качества, то есть вдумчивым, осмысленным, результативным .
СЛАЙД 19
- Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень? - спросил как- то учитель троих своих учеников:
- Потому что камень тяжелый, – ответил один из них.
- Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой.
-Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, – сказал третий.
- Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои! – сказал учитель.
СЛАЙД 20
- Потому что окно закрыто!
Мы должны сделать все возможное, чтобы окно детского разума было открыто познанию. Но я внесла бы сюда небольшое дополнение: на этом окне должна быть москитная сетка, которая позволяет проникать чистому воздуху знаний, но задерживает за окном мусор и камни ненужного и бесполезного, оберегая ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок качества «Продукция со знаком «Качества»».
Тема: « Продукция со знаком «Качества»Цели: 1. Познакомить с продукцией «Качества»; 2. Развивать у...
методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"
Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....
Урок качества "Знак качества Кубани"
Тема: «Знак качества Кубани»Цели и задачи:познакомить детей с краевой целевой программой «Качество» и знаком «Качество Кубань»;воспитывать чувство гордости за кубанскую продукцию;воспитывать грамотног...
Приключения Тани или что такое Знак качества
Мероприятие разработано в рамках месячника "Качество. Этот урок является продолжением урока по теме: "Приключения Тани или как выбирать хлеб". На нем школьники узнают, что-такое Знак качества и как пр...
Методическое сообщение "Развитие волевых качеств у школьников"
В методическом сообщении "Развитие волевых качеств у школьников" раскрываются понятия о воле, формировании необходимых качеств личности....
Методическая разработка "Внутренний мониторинг качества обученности по русскому языку"
Методическая разработка включает в себя контрольно измерительные материалы по русскому языку для учащихся 2-х классов...
"Волгоградский знак качества. Первый тракторный"
Актуальность темы. В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные школьники утратили чувство гордости за свою страну. Причин этого явления множество, начина...