Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе
статья
Данный материал расскрывает суть приёмов, способствующих формированию функциональной грамотности у младших школьников. Считаю эту тему актуальной и современной. Рекомендую для использования в работе учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_priyomy.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Одной из важнейших задач современной школы является формирование и развитие функционально грамотной личности, т. е. личности активной, творческой, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, достигать своих целей.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?
Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам.
Расскажу о наиболее эффективных, на мой взгляд, приёмах работы на уроках литературного чтения, которые позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса и являются помощниками в формировании функциональной грамотности у младших школьников.
Приём «Читаем с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения. Применение данного приёма на уроках способствует развитию творческого мышления и воображения учащихся, а также развитию их речи.
Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся.
Синквейн помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стиховов, помогает развить речь и мышление. Например, дети с увлечением составляли синквей по произведению К. И. Чуковского «Федорино горе».
Федора. Посуда.
Неряшливая, добрая. Немытая, блестящая.
Ленилась, плакала, извинялась. Обиделась, убежала, вернулась.
Порядок-душа всякого дела. Посудка чистоту любит.
Доброта. Чистота.
Приём «Вопросник» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются нетолько в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, работая с читательским дневником, при изучении творчества поэтессы Агнии Барто дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали об авторе и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения ещё хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Иллюстратор»
Иллюстрации к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению носят сюжетный характер.
Мною был опробован следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Рисунки дети выполняют на кружке «Мир фантазии» или дома. Так появляются картинные планы. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
Приём «Создание кроссворда». Интересным заданием для творчества считаю составление кроссвордов. Эта работа повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценно воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме, можно развивать навыки самостоятельной работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на отдельных листах или в тетрадях, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, а часть вывешиваем в классном уголке для всего класса.
Приём «Продолжение произведения (придумывание конца)»
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Мое творчество» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать мини – проект продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Я даю такие задания своим ученикам и для выполнения дома.
Приём «Викторина». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.
Приём «Мир логики». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный приём помогает при пересказе текстов. Чаще я использую этот приём при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Рассмотрим данный приём, на примере изучения произведения Н. Носова «На горке».
Вопросы предлагаю в таблице. В левой части таблицы - «толстые» вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. В правой части - простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить односложно.
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
| 1. Кто строил горку во дворе? 2. Чем поливали дети горку? 3. Как звали главного героя? 4. Откуда он таскал песок? 5. Понравилось ли Котьке работать? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Отвечая на «толстые» вопросы дети учатся правильно строить полные ответы, развивают свою речь.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Всё это поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности. И для достижения высоких результатов работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.
Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как воз...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...
Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."
Функционально грамотная личность - это личность , свободно ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...
Доклад по теме «Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Выступление на методическом совете школы...