Развитие критического мышления
статья

Юдина Елена Георгиевна

Развитие критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления.

      Критическое мышление, как особое состояние мыслительной части человеческого разума, появилось еще в глубокой древности, когда различные мудрецы, советники, мыслители и просто разумные люди сталкивались с необходимостью быстрого решения сложных жизненных задач, для полноценного разрешения которых требовалось не просто лихорадочно подумать о вариантах своих действий, но и включить логику и тщательно обдумать все вероятности развития событий, последствия своего влияния на них. Таким образом, способные к этому люди достигали нужной умственной концентрации и максимально быстро выполняли все поставленные перед ними задачи.

      История критического мышления выражена, в основном, в деятельности, видных исторических личностей, которые разрабатывали сложные и хитроумные планы по качественному изменению окружающего мира и сознания населяющих его людей. Таким образом, создавались новые идеологии, выполненные специально для привлечения максимально большего числа последователей путем явного или скрытого обмана, а также манипуляции мышлением менее умных людей со стороны более сильных личностей.

      После создания психологии как науки ученые начали исследовать феномен критического мышления, проводя различные психологические опыты и эксперименты в области человеческого разума. Каждая группа ученых проводила свое уникальное исследование, получая неповторимые результаты.

Умение критически мыслить является весьма полезным навыком в повседневной жизни обычного человека, но, учитывая, что не все люди способны на такой тип мышления, существуют специальные курсы по развитию этой мыслительное способности. Многие известные люди, чья работа связана с большим умственным напряжением, обучены навыку критического мышления, способного качественно ускорить процесс мыслительной деятельности.

      Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведенного анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

      Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

      В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков – это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

      Термин «критическое мышление» ввел американский философ Джон Дьюи в 1910 году. Правда, чаще он называл его рефлексивным мышлением и характеризовал как активное, непреклонное и тщательное рассмотрение любого убеждения или информации в свете аргументов и последующих выводов.

Мышление помогает нам познавать внешний мир и самих себя. Делать это мы можем по-разному: с помощью действий или образов, интуиции или аналитики, логики, творчества и критики. Способов мышления много, и каждый из них по-своему помогает нам находить ответы на возникающие вопросы и задачи. Критическое мышление предлагает ясный и упорядоченный подход к жизни и помогает решать даже самые сложные проблемы. Поэтому порой мы прибегаем именно к нему.

      Критическое мышление – это способность человека ставить информацию под сомнение, смотреть на проблему с разных сторон и в результате делать обоснованные выводы.

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя:

  • наблюдательность,
  • способность к интерпретации, анализу, выведению заключений,
  • способность давать оценки.

Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления.

Один из современных исследователей Роберт Эннис в качестве основных и наиболее важных установок идеального критического мыслителя называет следующие:

  • ясно выражаться;
  • искать основания;
  • стараться быть хорошо информированным;
  • искать альтернативы;
  • обладать открытостью ума;
  • воздержаться от суждения при недостаточности оснований и тому подобное.

Критическое мышление включает умения:

  • интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила;
  • анализировать информацию;
  • оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов;
  • находить и проверять факты и делать выводы;
  • формулировать и обосновывать рассуждения;
  • контролировать процесс мышления: проверять и корректировать собственные рассуждения.

Если без этих навыков и умений мы склонны принимать на веру новую информацию и не готовы гибко пересматривать свои взгляды, то обладая ими, действуем иначе. Например:

  • найдя в учебных материалах противоречивую информацию, мы ставим факты и источники под сомнение, проверяем их, ищем достоверные данные и пытаемся определить истину;
  • когда руководитель, друзья или родители навязывают нам свою точку зрения, мы способны оценить логичность их доводов, проверить обоснованность и сопоставить с собственными взглядами;
  • когда нам предлагают готовые решения, умеем остановиться, проанализировать ситуацию и самостоятельно сделать выводы.

      Различают два основных компонента критического мышления:

  1. внутренние качества (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
  2. навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов, умение распознавать софизмы и бороться с когнитивными искажениями).

      Существуют подходы к исследованию критического мышления, которые также можно разделить на две группы:

  1. те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки, то есть принятие чего-то за истину (эпистемология и философия образования);
  2. те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека (логика, теория аргументации, психология).

      Таким образом, критическое мышление представляет собой междисциплинарное направление исследований, которое включает в себя часть философии, логики, педагогики и психологии. Сам же Джон Дьюи часто цитировал классических философов, так как именно в истории философии мы находим образцы критического мышления и специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления. Дело в том, что философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ».

      На данном этапе современного образования важно обучать детей и подростков мыслить критически.

      Развивать критическое мышление нужно для того, чтобы сократить число ошибок и принимать более качественные решения, которые в конечном итоге могут сделать жизнь, учебу и работу человека лучше.

      Однако критическое мышление формируется очень медленно. Мало усвоить новый объем знаний, нужно еще изменить свое мышление. Этого можно добиться лишь постоянной практикой. Нужно превратить свою повседневную жизнь в своеобразный тренажер: ждать ли автобуса или вызвать такси? Как лучше сейчас выстроить диалог с коллегой или друзьями? Во всех этих ситуациях можно пользоваться навыками критического мышления.

     Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании, литературы. Чем выше уровень критического мышления, тем проще дается освоение школьной программы и программы вуза.

      Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

      Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учебы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьезных ошибок или быстро найти способ их исправления.

      Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний – тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, ее необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за ее развитием во времени.

      Для того чтобы успешно развивать критическое мышление человеку в любом возрасте необходимо пополнять знания в самых разных областях:

  • читать художественную и научно-популярную литературу;
  • смотреть документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах;
  • наблюдать за людьми и их поведением – это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривать с людьми, интересоваться их мнением и опытом – это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

      Любопытство и жажда познания – основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы и тренироваться задавать вопросы на самые разные темы.

      Например, поставить себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересоваться всеми аспектами, рассматривать проблему с разных сторон и уточнять детали, задавая вопросы.

      Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и Интернета. Необходимо разбирать каждый прочитанный текст примерно по следующей схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести?
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ ее решения или возможны разные варианты?
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно?
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведенный факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях – «Всем известно, что…» – скрыта недостоверная информация? С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искаженное отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где – их интерпретация? Нужно тренироваться отделять одно от другого, читая статьи в Интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста?

      Анализируя текст, обязательно формулировать собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, необходимо обращаться к разным источникам, сопоставлять полученную информацию, оценивать ее на логичность, полноту, достоверность, выявлять несоответствия.

      Достоверная информация – та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в Интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Мыслить критически – это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  1. Нужно учиться прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, записывать на бумаге все вероятные последствия, оценивать каждое из них, подумать, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  2. Важно придумывать сложные ситуации и составлять список возможного разрешения проблем.
  3. Анализировать поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета.
  4. Придумывать альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

      Люди верят: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка – это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Важно конструктивно подходить к разбору каждой ошибки: найти ее, оценить причины, которые к ней привели, придумать варианты, как ее можно было избежать.

      Существуют специальные упражнения и методики для развития критического мышления в любом возрасте, например:

  1. Шахматы. Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.
  2. Ребусы, головоломки и логические игры. Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного.
  3. Настольные игры, развивающие логику и воображение:
  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать ее, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков – объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  1. Методики развития нестандартного мышления:
  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учетом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расческу или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов ее применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать ее с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Формирование навыков и умений критического мышления важно в любом возрасте, но особенно необходимо это делать именно у детей младшего школьного возраста.

Список литературы:

  1. Чатфилд, Т. Критическое мышление : Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Том Чатфилд ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 328 с., ил.

Список литературы:

  1. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн ; [Пер. с англ. Н. Мальгина и др.]. – 4 междунар. изд. – СПб. : Питер, 2000. -  496 с. – (Мастера психологии. Серия).
  2. Шакирова, Д.М. Критическое мышление / Д.М. Шакирова. – Казань : ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. – Вып. 3. – 146 с. – (Серия «Методология. Технологии. Инновации»).
  3. Якунина, Н.А. Критическое мышление : Аналитическое осмысление понятия / Н.А. Якунина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18, №4(42). – С. 21-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...