Оценочные техники формирующего оценивания в начальной школе
опыты и эксперименты
Опыт работы по использованию практик ЕМД "Оценочные техники формирующего оценивания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnye_tehniki_opyt_raboty.docx | 113.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алаботинская средняя общеобразовательная школа»
Оценочные техники формирующего оценивания в начальной школе
(Использование практикЕМД, из опыта работы)
Мирошник Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
В современной школе приоритетной целью является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Актуальность данной работы обусловлена поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов. Информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания достаточно много, поэтому
целью работы являетсясистематизация опыта по применению оценочных техник формирующего оценивания на уроках в начальной школе.
Задачи: изучить практики ЕМД; изучить методическую литературу по данной теме;внедрить лучшие практики ЕМД в образовательный процесс.
Формирующее оценивание
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационногообщества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? В чём состоит сущность, и каким должны быть способы и формы педагогического оценивания?
Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое. Оценивание, осуществляемое до начала и в ходе образовательного процесса, называется формирующим оцениванием. Формирующее оценивание обеспечивает учащимся обратную связь по поводу их успехов в процессе обучения. Итоговое оценивание осуществляется в конце обучения и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученика и учителя, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс.
Описание опыта работы
Способы и приемы формирующего оценивания учебной деятельности учеников, используемые мной на уроках:
1)К уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слов», составила и использовала лист самооценки, в котором критерием оценки являются планируемые результаты деятельности обучающихся.
Для самооценки использую «Светофор»-оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
- зеленый–я умеюсам, первый смайлик
- жёлтый–я умею,нонеуверен, второй смайлик
- красный-нужнапомощь, третий смайлик
Даю заданиена самооценку по первому критерию.
Разделите слова на слоги РАДУГАГРОЗАДОЖДЬТУЧА |
Проверяем умение делить слова на слоги и оцениваем, дети закрашивают выбранный смайлик в первой строке.
Даю задание на самооценку по второму критерию, использую прием «поиск ошибок».
Подчеркни слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса Ма – йка, то-поль, гу – лять, уро – жай, у- летел, угол – ьки, Жа-нна. |
- Какие правила надо знать, чтобы правильно выполнить это задание?
Вспоминаем и повторяем правила переноса слов, делаем самооценку, закрашиваем выбранный смайлик во второй строке.
Даю самостоятельную работу на самооценку по третьему критерию.
Запиши слова с чёрточками для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя. Альбом, зайка, пью, кольцо, суббота, пальто, лью, угольки, змея, горький, Анна, шьёт, банька, пень. |
Проверяем, анализируем, делаем самооценку, закрашиваем смайлик в последней строке.
Такой лист самооценки дает ученику наглядную картину его знаний и умений, помогает увидеть пробелы в знаниях, помогает учителюопределить дальнейший путь развития и обучения ребенка. Ребенок сам делает вывод для себя, например, выучить правила переноса, научиться применять правила переноса при письме и т.д. (Приложение 1)
2)После проверочной работы по изученной теме, например, «Перенос слов» заполняю таблицу предметных результатов (приложение 2). На родительском собрании в конце четверти или полугодия знакомлю родителей с результатами обучения. Для некоторых обучающихся составляю индивидуальный образовательный маршрут.
3)Во втором классе столкнулась с проблемой, не все дети выполняют домашние задания. Предложила своим ученикам лист самооценки выполнения домашнего задания. Ребята, которые не выполнили домашнее задание не охотно ставили галочку в графе «нет», в то время, когда все остальные с большим удовольствием заполняли графу «да». И проблема частично была решена. Моим ученикам нравится этот лист самооценки, они просят его, а это значит, что ребята серьезно относятся к домашним заданиям, выполняют все грамматические задания, проверяют, исправляют ошибки и переписывают несколько раз для максимальной аккуратности. (Приложение 3)
4)Что бы окончательно решить проблему с выполнением домашних заданий на своих уроках я использую самооценку «Лестница».Даю ребятам на уроке домашнее задание, например, по русскому языку, выполнить упражнение из учебника по изученной теме. Ученики прочитывают задание, после этого я предлагаю найти и закрасить на «лестнице» свою позицию по отношению к этому заданию. Кто-то из ребят скажет сразу: «Я хочу это сделать, я могу это сделать», а некоторые выберут следующее: «Я не могу это сделать, как мне это сделать?». И тогда мы с ребятами подробно разбираем данное упражнение, а иногда слабоуспевающие ученики добровольно остаются после урокови выполняют домашние задания в классе с моей помощью. (Приложение 4)
5) Знакомясь с новым разделом «Состав слова», по русскому языку в 3 классе, вместе с ребятами составляем оценочный лист продвижения по теме.
После изучения каждой темы ребята оцениваютсвои умения. После самостоятельной или проверочной работы оцениваю знания и умения учеников на каждом этапе продвижения. Такой оценочный лист дает мне (учителю) хорошую, почти 100% посещаемость, дети хорошо понимают взаимосвязь всех тем и стремятся освоить все умения, зафиксированные в оценочном листе.А также эффективность заключается в прозрачности оценки для детей, возможность увидеть свою динамику. (Приложение 5)
6)В конце урока русского языка в 3 классе на тему «Что такое суффикс?» предлагаю ребятам рефлексивный лист самооценки. Кроме общих поставленных предметных целей, таких как: узнать, что такое суффикс; научиться находить его и выделять в словах, ребята ставят перед собой ещё и свои личные цели, например, писать аккуратно и правильно, без ошибок т.е. расставляют свои приоритеты, а меня, очень радует такая самооценка моих учеников. (Приложение 6)
7)Часто на своих уроках использую прием самооценки «волшебная линеечка», на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху- справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.Хочу отметить, чточастое использование этого приема приводит к добросовестному, осознанному отношению к своей работе. Радует, что самооценка учеников часто совпадает с моей оценкой. (Приложение 7)
Заключение
Формирующее оценивание направлено на ученика и работает на него. Применение оценочных техник формирующего оценивания мотивируют ученика на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
В заключении хочу пожелать всем коллегам педагогических успехов, чтобы по мере накопления опыта вас не постигло эмоциональное выгорание. Надеюсь, что мой опыт окажется для вас полезным.
Использованная литература
1.Фишман И.С., Голуб Г.Б. «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»
2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе»
Приложение 1
Лист самооценки
Имя ________________________
Умею делить слова на слоги | |||
Знаю правила переноса слов | |||
Умею делить слова для переноса |
Приложение 2
Таблица учёта предметных результатов по русскому языку обучающихся 1 класса
№ п/п | Номер ученика в списке Навыки и умения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Раздельное написание слов в предложении | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
2 | Написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3 | Отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, нч | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
4 | Перенос слов | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
5 | Заглавная буква в начале предложения, именах собственных | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
6 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника) | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7 | Знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
8 | Безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
9 | Писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
10* | Определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
11 | Писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела) | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
12 | Писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.) | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
13 | Пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Обучающийся получит возможность научиться - *
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Приложение 3
Приложение 4.
Приложение 5
Оценочный лист продвижения по теме «Состав слова»
Имя ученика_________________________
№ п/п | Навыки | Самооценка (+ умею, - не умею) | Оценка учителя | Отметка учителя |
1 | Умею находить однокоренные слова и выделять в них корень. | |||
2 | Умею находить и выделять окончания в словах. | |||
3 | Умею находить слова с приставками и выделять её. | |||
4 | Умею находить и выделять суффиксы в словах. | |||
5 | Умею находить и выделять основу слова. | |||
6 | Умею выполнять разбор слова по составу. |
Приложение 6
Лист самооценки ученика ____________________
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно___________________________________ |
2. На уроке мне было сложно______________________________________ |
3. Теперь я умею_________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание в начальной школе
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....
Система формирующего оценивания в начальной школе.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....
Система формирующего оценивания в начальной школе.
Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...
Методика формирующего оценивания в начальной школе
Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...
Система формирующего оценивания в начальной школе
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь ...
Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...