статья "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
статья
В статье раскрываются вопросы инклюзивного образования, развития детей с ограниченными возможностями и особенности их интеграции в массовую общеобразовательную школу. Отмечается необходимость методической организации урока с учетом конкретных нарушений здоровья детей с ОВЗ, а также психологической и профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_inklyuzivnoe_obrazovanie_.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сулейманова Кадербике Курпаевна
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с овз, профессиональная готовность педагога, интеграция и социализация детей с овз, психологическая готовность педагога
Аннотация
В статье раскрываются вопросы инклюзивного образования, развития детей с ограниченными возможностями и особенности их интеграции в массовую общеобразовательную школу. Отмечается необходимость методической организации урока с учетом конкретных нарушений здоровья детей с ОВЗ, а также психологической и профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в современной российской образовательной политике. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также во многих других Федеральных законах. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в массовую школу.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Основа идеи инклюзивного образования в современном его понимании состоит в том, что совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:
– Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010года,
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [3].
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.
Для того чтобы процесс социализации детей с ОВЗ был успешным, считаем необходимым отметить то, что, во-первых, это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому необходима специальная методическая организация занятий для этих детей. Во-вторых, учитывая нарушения здоровья в каждом конкретном случае (диагноз детей) методическая организация занятий, должна быть соответствующей. Существуют требования к организации занятий с детьми с определенными видами нарушений в развитии [2].
Также считаем необходимым обратить внимание на общие проблемы для детей с ОВЗ:
1.Ограниченные представления об окружающем мире;
2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;
3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка);
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Как можно чаще общаться с ребенком;
- Избегать переутомления;
- Использовать упражнения на релаксацию;
- Не сравнивать ребенка с окружающими;
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;
- Обращаться к ребенку по имени;
- Не предъявлять ребенку повышенных требований;
- Стараться делать замечания как можно реже;
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование и тем самым успешную их социализацию.
Немаловажное значение имеет и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа, готового к работе в условиях инклюзивного образования. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзии рассматривается через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.[2]
Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования.
Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, но и овладением специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. Естественно, что при этом родители становится активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Список литературы
1. Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009.
3. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова М.: ВЛАДОС,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.
В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....
Влияние инноваций в образовании на содержание образования
Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...