статья "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
статья
В статье раскрываются вопросы инклюзивного образования, развития детей с ограниченными возможностями и особенности их интеграции в массовую общеобразовательную школу. Отмечается необходимость методической организации урока с учетом конкретных нарушений здоровья детей с ОВЗ, а также психологической и профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_inklyuzivnoe_obrazovanie_.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сулейманова Кадербике Курпаевна
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с овз, профессиональная готовность педагога, интеграция и социализация детей с овз, психологическая готовность педагога
Аннотация
В статье раскрываются вопросы инклюзивного образования, развития детей с ограниченными возможностями и особенности их интеграции в массовую общеобразовательную школу. Отмечается необходимость методической организации урока с учетом конкретных нарушений здоровья детей с ОВЗ, а также психологической и профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в современной российской образовательной политике. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также во многих других Федеральных законах. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в массовую школу.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Основа идеи инклюзивного образования в современном его понимании состоит в том, что совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:
– Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010года,
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [3].
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.
Для того чтобы процесс социализации детей с ОВЗ был успешным, считаем необходимым отметить то, что, во-первых, это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому необходима специальная методическая организация занятий для этих детей. Во-вторых, учитывая нарушения здоровья в каждом конкретном случае (диагноз детей) методическая организация занятий, должна быть соответствующей. Существуют требования к организации занятий с детьми с определенными видами нарушений в развитии [2].
Также считаем необходимым обратить внимание на общие проблемы для детей с ОВЗ:
1.Ограниченные представления об окружающем мире;
2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;
3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка);
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Как можно чаще общаться с ребенком;
- Избегать переутомления;
- Использовать упражнения на релаксацию;
- Не сравнивать ребенка с окружающими;
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;
- Обращаться к ребенку по имени;
- Не предъявлять ребенку повышенных требований;
- Стараться делать замечания как можно реже;
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование и тем самым успешную их социализацию.
Немаловажное значение имеет и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа, готового к работе в условиях инклюзивного образования. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзии рассматривается через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.[2]
Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования.
Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, но и овладением специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. Естественно, что при этом родители становится активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Список литературы
1. Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
2. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009.
3. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова М.: ВЛАДОС,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Аттестация 2024. 3.12. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...