Статья на тему: «Коллективное творческое дело на занятиях группы продлённого дня»
статья

Коршикова Полина Владимировна

статья для воспитателей ГПД 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Коллективное творческое дело на занятиях группы продлённого дня»

КТД–вид познавательно – увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка.

Создатель методики КТД – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук. Термин КТД был введен в 1956 году.

Виды КТД:

  1. Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
  2. Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
  3. Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.
  4. Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, «Дни здоровья», турниры.
  5. Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
  6. Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.
  7. Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.

Этапы подготовки:

  1. Предварительная работа. Для начала необходим замысел. Дети делятся своими идеями, защищают их, проводят «мозговой штурм». Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Ребятишки должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения. Учитель ставит педагогические цели, определяет способы их реализации.
  2. Коллективное планирование. На этом этапе определяется форма и содержание общего дела, распределяются обязанности, ставятся конкретные сроки. Дети обмениваются своими мнениями в микрогруппах, затем выносят их на общее обсуждение. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать. Выбирается инициативная группа, на плечи которой ложится разработка сценария и делегирование обязанностей.
  3. Коллективная подготовка. Инициативная группа раздает поручения другим школьникам. Каждый ребенок или микрогруппа отвечает за свой эпизод. Готовятся костюмы, реквизит, подбирается музыка, организуются репетиции. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.

Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях возникла необходимость переосмысления методики коллективной творческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого воспитанника.

Для этого делается акцент на некоторые новые приёмы на всех этапах КТД. Например, С.Д. Поляков предлагает следующие приемы:

•   постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо - нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;

•   право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;

•   подчеркивание авторства идей и предложений при коллективном планировании деятельности;

•   подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;

•   признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;

•   возможность разработки альтернативных проектов и дел;

•   поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

•   максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

•   акцент на добровольность участия во всех делах;

•   сочетание групповых и индивидуальных конкурсов;

•   публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

•   при анализе КТД постановка вопросов типа: «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.

Таким образом, в современных условиях КТД выполняют две задачи:

1)  развивает отношения в коллективе;

2) позволяет помочь отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.

КТД я использую, начиная с 1-ого класса. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее. Успешно за последние годы прошли такие КТД, как «Путешествие в страну сказок», «Наш телевизор», «Литературный кабачок», «Золотая фантазия» и «Живая газета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Презентация по теме "Коллективное творческое дело"

Эту презентацию можно использовать для ознакомления с формой работы-коллективное творческое дело....

Коллективно Творческое Дело. Тема: "Ни шагу назад" (возраст участников: Младший/Средний/Старший)

Цель: прививать интерес к здоровому образу жизни в игровой спортивной форме; развить в детях желание помогать друг другу в совместном выполнении определенных заданий.Возраст участников: Младший/Средни...

Коллективно-творческое дело "Калейдоскоп профессий" (вводное организационное занятие)

Знакомство детей с темой, деление на группы, определение плана действий...

Презентация на тему "Коллективное творческое дело. Принципы организации"

Презентация будет полезна педагогам для подготовки к выступлению на ШМО, содержит теоретический материал и практические рекомендации....

Статья на тему "Значение воспитательной деятельности в рамках группы продлённого дня"

Статья посвящена значению воспитательной  деятельности в рамках группы продлённого дня. В статье рассматриваются основные понятия воспитания как процесса и как деятельности....