Работа с текстом на внеурочных занятиях "Смысловое чтение"
статья

Мишина Юлия Сергеевна

Текст выступления на мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx19.26 КБ
Файл konferentsiya11.pptx845.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №385

Выступление на районной конференции

«ФГОС НОО и формирование функциональной грамотности младшего школьника»

Секция 4 «Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности».

Тема мастер-класса «Работа с текстом на внеурочных занятиях «Смысловое чтение»

2022

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мишина Ю.С. и сегодня мы с вами собрались на МК по теме «Работа с текстом на внеурочных занятиях «Смысловое чтение». На сегодняшнем занятии мы обсудим актуальность формирования функциональной грамотности младшего школьника, я поделюсь своим опытом работы с текстом, в конце занятия нас ждёт практическая работа.

2. Начну своё выступление со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:         «Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот, в чём главное дело».

Каждый человек должен овладеть функциональной грамотность. То есть, анализировать и использовать полученную информацию. И наша с вами задача состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся такие умения, как:

- поиск информации

- понимание, оценка и интерпретация прочитанного текста.

В младшем школьном возрасте основной вид мышления – наглядно – образное.  На своих занятиях мы используем ИКТ-технологии, наглядности для лучшего понимания и усвоения материала.

На моём опыте встречались обучающиеся с различными особенностями: с задержкой психического мышления, с инвалидностью по слуху, с параличом, с заиканием. В силу своих особенностей обучающимся сложнее овладеть функциональной грамотностью. Но нам удалось  достичь высоких результатов: (3 слайд) с помощью наглядных приёмов работы с текстом, такие как: пиктограмма, инсценирование и последний я назвала мультипликатор. Данные приёмы я вам сегодня и продемонстрирую.

Их можно применять на разных этапах работы с текстом.

4. Начнём с инсценирования.

Данный приём я начала использовать во внеурочной деятельности «Смысловое чтение». Мы используем немое кино. То есть, на этапе повторного чтения, учащиеся молча показывают действия героя.

Ученик как бы пропускает через себя сюжетную нить, осознаёт смысл произведения.

Отличные результаты приносит инсценирование стихотворений, басен, небылиц и т.п. коротких произведений без какой-либо подготовки.

Этот приём мы стали использовать и на уроках литер. чтения. Давайте посмотрим фрагмент одного из них:

Особые результаты данный приём приносит при работе со стихотворениями разных авторов на одну и ту же тему.

Например, «Осенние листья»: в одном стихотворении главный герой, то есть лист весело кружится, а в другом – тихо увядает.

Увидев наглядно, легче сравнить настроение и отношение разных авторов на одну и ту же тему.

5. Следующий приём я назвала мультипликатор.

Его я использую на этапе первичного чтения учителем.

 На партах у обучающихся лежат папки с картинками к произведению. Предлагается достать из одной папки картинки, рассмотреть их. Затем учитель читает текст, а учащиеся в парах выкладывают на парте картинки в нужной последовательности. Таким образом, выстраивается сюжетная линия.

В процессе чтения можно останавливаться и учащиеся могут высказывать предположения, а что же будет дальше. Таким образом мы подпитываем интерес к дальнейшему чтению.

После идёт дальнейшая работа с текстом, обсуждение, раскрашивание картинок и обучающиеся вклеивают их в тетрадь в нужном порядке.

6. Повторюсь, что образ помогает интерпретировать, осознать и понять информацию. Таким образом, я вам представлю следующий наглядный приём -  пиктограмма.

Например, одну из работ для Научно-Практической Конференции я готовила с учащимся, у которого был логоневроз (заикание). Он очень любит конструировать, придумывать новые схемы и выбрал тему «Проектирование городского парка». Выполнил её замечательно, но в процессе подготовки к защите ему было сложно запомнить особенности посадки различных деревьев. Здесь очень помог приём пиктограмма.

Мы всю речь для защиты зашифровали в картинки. Эти образы учащийся запомнил и усвоил их смысл. Например:

В пиктограмме мы шифруем главные

(важные) слова!

Такой приём я использую на уроках и во внеурочной деятельности. Любой текст можно перевести в картинки или в схемы. Начинали мы работать всем классом под моим руководством. Затем в парах учащиеся шифровали предложения, затем научились работать в группах.

При работе в группах можно раздать каждому участнику по предложению, таким образом, все будут вовлечены и у команды сложится один общий текст.

А сейчас мы с вами перейдём к практической части. Вам в командах сообща нужно будет зашифровать текст, который у вас на партах, в картинки. Тексты про различные деревья. Таким образом мы сложим графические рекомендации проектировщикам парка. Повторюсь, шифруем важные главные слова, словосочетания. Как справитесь, я вас прошу взяться за руки и поднять замочки наверх.

Поменяться по часовой стрелке работами и «ПРОЧИТАТЬ» текст.

7. РЕФЛЕКСИЯ

Мы сегодня рассмотрели такие наглядные приёмы, как……

Они учат выделять главные моменты, понимать основной смысл и запоминать новую информацию.

Если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них.

Была рада встречи с вами. Спасибо за занятие!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на внеурочных занятиях «Смысловое чтение»

Слайд 2

“Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот, в чём главное дело.” К.Д. Ушинский

Слайд 3

п иктограмма Приёмы мультипликатор инсценирование

Слайд 4

Инсценирование немое кино

Слайд 5

Мультипликатор

Слайд 7

Пиктограмма (шифрование в картинках)

Слайд 9

Практическая работа Графические рекомендации инженерам «Школьного парка отдыха»

Слайд 10

п иктограмма Приёмы мультипликатор инсценирование

Слайд 11

Рефлексия мне понравился МК было интересно н ичего нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...