Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога. Методическая разработка может представлять собой: · Разработку конкретного занятия · Разработку серии занятий · Разработку темы программы · Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета · Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания · Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо: 1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. 2. Определить цель методической разработки. 3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. 4. Составить план и определить структуру методической разработки. 5. Определить направления предстоящей работы. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ 1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения 3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. 6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. 8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения. 9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». 10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т.д.) Общая структура 1. Аннотация. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список использованных источников. 7. Приложения. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Структура методической разработки занятия В основной части методической разработки занятия можно выделить следующие разделы: Ø Обоснование выбора темы занятия Ø Методические рекомендации по проведению занятия Ø План занятия (с технологической картой) Ø Дидактический материал к занятию (в виде приложений) Ø Список литературы (источников) для учащихся Ø Список литературы для педагога Рекомендуемый план занятия 1. Тема программы 2. Тема занятия 3. Тип занятия Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения: ü Занятие изучения нового учебного материала ü Занятие совершенствование знаний, умений, навыков ü Занятие обобщения и систематизации знаний ü Занятие контроля знаний, умений и навыков ü Комбинированный 4. Вид занятия. Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии: ü Лекция ü Беседа ü Самостоятельная работа ü Практическая работа ü Конференция ü Семинар ü Зачет ü Деловая игра ü Экскурсия ü Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени) 5. Цель методическая. Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие. 6. Цели образования (обучения, воспитания, развития). Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). 7. Межпредметные и внутрипредметные связи. 8. Материально-техническое обеспечение занятия. Рекомендуемая технологическая карта занятия Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура занятия | Признаки решения дидактических задач | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы обучения | Средства обучения | Способы организации деятельности | | | | | | | |
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи: 1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. 4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия). Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Методы и методические приемы обучения Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Многообразие методов: · Аналитический · Дедуктивный · Диалектический · Индуктивный · Интуитивный · Научный · Обобщенный · Экспериментальный Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии http:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод Часть методов предлагаем обсудить с коллегами: · Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия. · Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача. · Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил. · Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам. · Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов. · Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи. · Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся), пропуская без внимания остальные. · Контрольный метод. · Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества. · Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого). · Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей. · Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся. · Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся. Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения. Прием – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы. Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы. Метод и прием могут меняться местами. Классификация методов обучения Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации. Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов: · словесные · наглядные · практические М.А. Данилов и Б.П. Есипов представляют классификацию по дидактическим целям: · методы приобретения новых знаний · методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике · методы проверки и оценки знаний, умений, навыков Организационная классификация Ю.К. Бабанского: · методы организации учебно-познавательной деятельности · методы стимулирования учебно-познавательной деятельности · методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую ) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся): · объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие) · репродуктивный · проблемное изложение материала · частично-поисковый (эвристический) · исследовательский Кроме этого, выделяют методы обучения: · по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный · по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному), традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности). Средства обучения Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: · печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т.д.) · электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) · аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.) · наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) · демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) · учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.) · тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) · учебная техника (автомобили, тракторы и т.д.) Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: · объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т.п.) · печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.) · проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л.Л.) 1. Фронтальный 2. Индивидуальный 3. Парный 4. Коллективный |