Проектные технологии как фактор повышения качества обучения
статья
Выступление на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zamoreva_proektnoe_obuchenie-_vystuplenie_shmo.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Всё чаще приходится задавать себе не только вопрос "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и вопрос "как учить результативно?" Поиски ответов на этот вопрос привели ученых и практиков к попытке превратить обучение всвоего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
2.Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в самом начале XX века.
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. В 1928 годуамериканский ученый Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы.Он был восхищен интеллектуальной смелостью советских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее ее ценностям. Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент. Главное – это ценности и идеалы учителя и школы.Это еще раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.
Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
3.Это иллюстрирует результаты исследований психологов.
При применении каких методов обучение наиболее эффективно?
10%- словесных,
50% - наглядных
90%-практических!
4.Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования– повышение качества образования. В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!В программы и учебники второго поколения внесены Проекты как неотъемлемая составнаячасть обучения.А один из параметров нового качества образования – способность проектировать.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Это объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
5.В чем же суть проектного обучения?
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе"
6.Метод проектов- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы,значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
7.Главные их идеи состоят в следующем:
- с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета;
- опора на сиюминутные увлечения детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения др.
8.Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.
9.Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
10.Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход а разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
11. Вывод:
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает п р о ж и в а н и е учеником конкретных ситуаций, п р и о б щ е н и е его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. |
12.Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.
Игра несет на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
13. Системы действий учителя и учащихся.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:
разработка проектного задания,
разработка самого проекта,
оформление результатов,
общественная презентация,
рефлексия.
Системы действий учителя и учащихсяна разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
| Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). | |
| Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
| Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. |
| Учитель принимает участие в обсуждении. | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
| Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
| Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др. | Докладывают о результатах своей работы. |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия. |
24.Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
На последних этапах проектирования и учащиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности.
25 Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Вполне понятно, что обычная пятибалльная оценка при этом не подходит. Иногда оцениваются отдельно и полученный результат, и защита проекта, и оформление. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант.
На практике существует много подходов к оценке проектов. Форма рейтинговой оценки представляет собой анкету, предлагаемую в виде таблицы. Она раздается всем участникам.
26. Для старшеклассников предлагается более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сама рейтинговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя.
- 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
- 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, с подготовленность к опубликованию.
- З. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов,
предлагаемых решений. - 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста,
качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.- . Качество доклада: композиция, полнота представления работы,
подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность. - 7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи
- 8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания
- 9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. –
- 10.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение,
стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии,
способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
27.Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
- у учащегося формируется чувство ответственности,
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
- формирование у учащегося исследовательских, презентационных навыков
28.Преимуществагрупповыхпроектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
- на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.
29. Роль учителя.
- Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
- Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
- Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.
- Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
- Консультант, помогающий организовать работу
- Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
- Координатор группового процесса
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
30.Школабудущего – школа проектов?
Проект - это метод обучения
- Может применяться на уроке и во внеурочное время
- Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
- Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
Проект - это особая философия образования:
- Философия цели и деятельности
- Философия результатов и достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающего пространства,как фактора повышения качества обучения
Создание здоровьесберегающего пространства...
« Современный урок: факторы повышения качества обучености»
Школа School8.centerstart.ru была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное...
Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...
«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»
Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...
Статья "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования"
В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу ...
Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения
В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...