Создание здоровьесберегающего пространства,как фактора повышения качества обучения
статья (2 класс) по теме
Создание здоровьесберегающего пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorovesberegayushchego_prostranstva_kak_faktor_povysheniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете 14.11.2012г
Тема выступления: «Создание здоровьесберегающего пространства, как условие повышения качества обучения»
Состояние здоровья школьников из года в год стремительно ухудшается. Имеет место перегруженность учащихся, необходимость улучшения питания школьников. К сожалению, следует отметить, что алкоголизм, курение, становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. Несмотря на профилактику злоупотреблений, растет число курящих в среде учащихся. Не обходят стороной наших детей и стрессовые воздействия. В прошлом учебном году резко увеличилось количество пропущенных уроков учащимися школы по болезни. В среднем каждым учащимся пропущено за год 76 уроков. Снизилась качественная успеваемость учащихся по сравнению с прошлым годом. Проанализировав создавшуюся ситуацию, педагогический коллектив пришел к единому мнению, что плохое состояние здоровья является главной причиной отставания детей в учебе и нам необходимо так спланировать свою деятельность на последующие годы, чтобы наши выпускники имели по окончании школы не только аттестат об образовании, но и аттестат здорового человека. На педагогическом совете в августе была утверждена тема работы школы:
«Создание здоровьесберегающего пространства, как фактор повышения качества обучения учащихся ».
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по охране здоровья детей и подростков, получивший свое отражение в программе «Здоровье» и включивший в себя следующие направления: работы- мониторинги состояния здоровья учащихся,
создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков,
организация оздоровительной работы в учебном процессе,
повышение психолого-педагогической компетенции кадров, совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы, профилактика здорового образа жизни,
отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического (текущего), физического, психического и нравственного состояния, анализ, контроль и отслеживание динамики позитивных и негативных изменений здоровья обучающихся. Наряду с традиционными методами отслеживания- ежегодным профилактическим медицинским осмотром детей (создан банк данных по заболеваниям за несколько лет), проверкой физического развития учащихся на уроках физкультуры, учетом посещаемости занятий (пропуски по болезни), в школе практикуются следующие методики, позволяющие собирать необходимую информацию: исследование уровня адаптации первоклассников и пятиклассников к учебно-воспитательной деятельности школы, изучение познавательной активности, эмоционального состояния, трудности обучения в 5-11 классах.
В текущем учебном году уже апробировано несколько новых методов диагностики здоровья школьников. Было проведено социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании, с результатами которого ознакомлены родители на тематическом родительском собрании, изучен уровень тревожности учащихся 1 и 5 классов, а также самочувствие учащихся 5 класса до занятий и после занятий (настроение, желание заниматься, болевые ощущения).
Для целенаправленной организации родительского всеобуча в школе запланировано проведение анкетирования родителей по их информационному обеспечению по вопросам здоровьесберегающей направленности.
Одним из необходимых условий достижения современного качества образования является создание в общеобразовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет: совершенствования нормативно-правовой базы, укрепления материально-технической базы, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания,
соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму УВП, включения в учебный план элективных курсов по сохранению и укреплению здоровья.
В рамках работы над данной темой планируется анализ и систематизация нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся, издание дополнительных локальных актов, таких, как: Положения о конкурсах «Самый здоровый класс», Положение о работе с учащимися, временно отсутствующими на занятиях ввиду болезни, и выздоровевшими учениками.
За последние два года школа значительно укрепила отслеживание гигиенических требований освещ енности, оборудования, качества питьевой воды и питания.
В учебный план школы включен третий час физической культуры. В школе есть специально оборудованный спортивный зал. Для осуществления лыжной подготовки имеется все необходимое оборудование. В теплое время года уроки физической культуры проводятся на воздухе.
Под пристальным вниманием администрации школы находится вопрос об организации питания школьников. Горячим питанием в школе охвачено 95% учащихся.В связи с организацией подвоза учащихся из других населенных пунктов, для учащихся начальной школы введено 2-х разовое питание, увеличены нормы питания для старшеклассников.
Режим УВП соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение на годовой календарный график учебных занятий и расписание уроков.
Складывающаяся в нашей школе система организации образовательного процесса, сберегающая здоровье школьников, обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива и включает в себя: интеграцию знаний в общеобразовательные предметы, применение здоровьесберегающих технологий, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе.
Во избежание перегрузок и для снятия утомления во время уроков регулярно проводятся физкультминутки. Разработаны 3 комплекса упражнений: для снятия утомления зрения, улучшения мозгового кровообращения и для снятия утомления с плечевого пояса и рук. В начальной школе распространена двигательно-речевая гимнастика, а также подвижные игры с дидактической направленностью.
В традициях спортивно-оздоровительной работы школы является проведение Дней Здоровья на свежем воздухе по сезонам: ОСЕНЬ,ЗИМА. В школе не первый год работает спортивная секция общей физической подготовки, кружок «Ритмика». .Всего посещают занятия в спортивных кружках около 70%учащихся. Важнейшим компонентом спортивно-оздоровительной работы является увеличение двигательной активности через процесс внедрения малых форм физического воспитания.
Начиная с этого учебного года, ученическим самоуправлением организовано проведение утренней гимнастики до занятий и динамических пауз с использованием музыки для учащихся начальной школы, прогулки на свежем воздухе.
Системность спортивно-оздоровительной работе придал стартовавший в этом учебном году школьный конкурс «Самый здоровый класс», который включает разные параметры- организация дежурным классом подвижных перемен; гигиена класса; организация физкультминуток на уроках; участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы; проведение классного чемпионата по фирменному виду спорта; количество учащихся, посещающих спортивные секции и кружки; количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни; проведение акций профилактической направленности.
Информационно-просветительский блок программы наших действий предполагает введение в деятельность классных руководителей системы тематических классных часов здоровьесберегающей направленности с включением вопросов правил дорожного движения и правил пожарной безопасности. Это поможет сделать работу педагогов системной, стройной и логичной, а не от случая к случаю.
Система образования, государство получают четкие ориентиры, социальный заказ настоящего и будущего. Суть заказа в том, чтобы качественное образование сочеталось с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения, с сохранением и укреплением духовного и физического здоровья.
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный процесс - единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание
Разработка классного родительского собрания во 2 классе «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...
Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....
Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся....
Мастер-класс «Создание здоровьесберегающей среды, как фактор повышения качества образования».
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Чтобы дети не уставали, разрядились я провожу различные физкультминутки:...
«Создание здоровьесберегающей среды, как фактор повышения качества образования.»
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». И хотя традиционно считается, что осно...