Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 123.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
Программа
по внеурочной деятельности начального общего образования
«Функциональная грамотность»
Обще интеллектуальное направление
для обучающихся 1–4 классов
(срок освоения программы 4 года)
Разработчик программы:
Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе плана внеурочной деятельности для 1–4 классов МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» ЗМР РТ на 2021–2022 учебный год, принятого на заседании педагогического совета, протокол №1 от 28.08.2021.
Основополагающими при проектировании и составлении программы по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1–4 классах являются следующие документы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ
(с изменениями и дополнениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09–1672 о методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ;
- Основная образовательная программа НОО МБОУ «ЗСОШ №2»;
Описание программы
Актуальность программы обусловлена тем, что мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: читательскую грамотность, математическую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Структура программы курса
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 1 час в неделю, 33 ч. в год - 1 классы, 34 ч. в год - 2–4 классы на протяжении четырех лет, что составляет 135 часов.
В 1 классе в программу включены 3 модуля:
«Основы читательской грамотности»;
«Основы математической грамотности»;
«Основы естественнонаучной грамотности».
Во 2–4 классе в программу включены 4 модуля
«Основы читательской грамотности»;
«Основы математической грамотности»;
«Основы естественнонаучной грамотности»;
«Основы финансовой грамотности».
Читательская грамотность
Цель: развитие основ читательской грамотности; формирование современной информационной культуры личности школьника в условиях информатизации современного общества.
Задачи:
-формировать представление об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
-формировать навыки использования библиотечно-поисковых инструментов;
-формировать и совершенствовать навыки обработки, организации и представления информации;
-содействовать накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников;
- проводить мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные УУД:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- правил пользования библиотекой;
-основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Содержание.
1 класс
Различие буквы от звука. Чтение слогов, слов, предложений. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Экскурсия в библиотеку. Определение основной темы в фольклорном произведении: народные песенки, потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки. Работа с текстами. Стихотворения. Сказки. Рассказы. Проверка читательской грамотности.
2 класс
Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Продуктивное чтение: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Быстрое чтение и получение информации. Сходство и различие текстов разных предметов. Проверка читательской грамотности.
3 класс
Просмотровое чтение: просмотр текста, ознакомление с заголовком, содержанием, поиск нужной информации. Ознакомительное чтение: беглое прочтение текста для общего ознакомления с содержанием. Изучающее чтение: медленный вид чтения, с целью полного понимания содержания текста. Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Анализ прочитанного произведения. Составление плана произведения. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, энциклопедиях и др. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Проверка читательской грамотности.
4 класс
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Текст описания. Текст повествования. Текст рассуждения. Работа со сплошным текстом. Работа с несплошным текстом: расписание движения транспорта, обложки журналов, таблицы, диаграммы, схемы, меню, афиши, буклеты, рецепты и др. Проверка читательской грамотности.
Календарно -тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы читательской грамотности | |||||
1 | Узнай, найди букву | 1 | |||
2 | «Заколдованные буквы» | 1 | |||
3 | Установи соответствие | 1 | |||
4 | Назови, найди, прочти слоги. Сложи из слогов слова (двусложные и трехсложные слова) | 1 | |||
5 | Узнай, найди, составь, прочитай предложение. | 1 | |||
6 | Слова-помощники в предложении | 1 | |||
7 | Составь предложения. Составь рассказ (по серии сюжетных картинок) | 1 | |||
8 | Где живут книги? Экскурсия в библиотеку | 1 | |||
9 | «Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. Работа с текстом «Дятел» (По К.Ушинскому) | 1 | |||
10 | «Кто? Откуда? Почему?». Малые фольклорные жанры: загадки. Работа с текстом «Сосулькина вода» (По Н. Сладкову) | 1 | |||
11 | «На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. Работа с текстом «Гнездо» (По Н. Сладкову) | 1 | |||
12 | Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Игры деда Буквоеда» | 1 | |||
13 | Стихи для детей. Работа с текстом «Черемуха» (По И. Соколову -Микитову) | 1 | |||
14 | Русские народные сказки. Работа с текстом «Весной» (По А. Чехову) | 1 | |||
15 | Поучительные рассказы. Работа с текстом «Пушистый барашек» (По Г. Цыферову) | 1 | |||
16 | Рассказы для детей. Работа с текстом «Беличья память» (По М. Пришвину» | 1 | |||
17 | Проверка читательской грамотности | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы читательской грамотности | |||||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? Любимая книга. | 1 | |||
2 | Продуктивное чтение – что это? Работа с текстом «Плавающий» фонтан. | 1 | |||
3 | Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Работа с текстом «Футбольный матч» | 1 | |||
4 | Глубокое восприятие и понимание текста. Работа с текстом «Орёл» | 1 | |||
5 | Читаем и переживаем. Работа с текстом «Охотник» | 1 | |||
6 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. | 1 | |||
7 | Быстрое чтение и получение информации. Работа с текстом «Рысь» | 1 | |||
8 | Сходство и различие текстов разных предметов. | 1 | |||
9 | Проверка читательской грамотности | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы читательской грамотности | |||||
1 | Просмотровое чтение. Работа с текстом «Снегирь» | 1 | |||
2 | Ознакомительное чтение. Работа с текстом «Ноябрь» | 1 | |||
3 | Изучающее чтение. Работа с текстом «Премия» | 1 | |||
4 | Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Работа с текстом «Трудно зимой многим зверям» | 1 | |||
5 | Анализ прочитанного произведения. Работа с текстом «Перелетные птицы» | 1 | |||
6 | Составление плана произведения. Работа с текстом «Гепард» | 1 | |||
7 | Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, энциклопедиях и др. | 1 | |||
8 | Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие. | 1 | |||
9 | Проверка читательской грамотности | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы читательской грамотности | |||||
1 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Работа с текстом Л. Н. Толстой «Праведный судья» | 1 | |||
2 | Определение авторской позиции в художественном тексте. Работа с текстом И. Пивоварова «День защиты природы» | 1 | |||
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Работа с текстом «Фаросский маяк» | 1 | |||
4 | Типы текстов: текст описание. Работа с текстом «Белки» | 1 | |||
5 | Типы текстов: текст повествование. Работа с текстом «Александр Невский» | 1 | |||
6 | Типы текстов: текст рассуждение. Работа с текстом «От рукописной книги к печатной» | 1 | |||
7 | Работа со сплошным текстом. | 1 | |||
8 | Работа с несплошным текстом. | 1 | |||
9 | Проверка читательской грамотности | 1 |
Математическая грамотность
Цель : развитие математических и творческих способностей; навыков решения задач; применение знаний на практике
Задачи:
- научить оперировать числовой и знаковой символикой;
- развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
-научить поиску закономерностей;
-обучить решению логических задач;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научить обобщать математический материал;
- воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
- воспитывать ответственность, самостоятельность
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные УУД:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
-использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание
1 класс
Решение нестандартных задач. Составление картинки с заданным разбиением на части. Точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка. Шкала линейки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Построение конструкции по заданному образцу. Решение задач в стихах, задач-шуток; арифметических задач, требующих особых приёмов решения; задач на сообразительность, на внимание. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
2 класс
Из истории математики. Как люди научились считать. Разные системы счисления.
Римские цифры. Как читать римские цифры? Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. Задачи на сообразительность. Задачи на внимание. Задачи в стихах. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Задания на разрезание и склеивание фигур. Чертежные инструменты Решение олимпиадных задач
3 класс
Удивительный мир чисел. Решение математических ребусов. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Занимательные задачи. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Решение логических задач. Закономерности. Задачи на поиск закономерности Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
4 класс
Применение чисел и действий над ними. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Занимательные задачи. Комбинаторные задачи. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Сбор и представление информации, фиксирование и анализ полученной информации.
Календарно -тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы математической грамотности | |||||
1 | Математика — это интересно. Математика - царица наук. | 1 | |||
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | |||
3 | Путешествие точки. Волшебная линейка | 1 | |||
4 | Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. | 1 | |||
5 | Задачи на сообразительность. Задачи на внимание. Задачи в стихах. | 1 | |||
6 | Числовые головоломки | 1 | |||
7 | Сбор и представление информации, фиксирование и анализ полученной информации. | 1 | |||
8 | Олимпиада | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы математической грамотности | |||||
1 | Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. | 1 | |||
2 | Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. | 1 | |||
3 | Задачи на сообразительность. Задачи на внимание. Задачи в стихах. | 1 | |||
4 | Чертежные инструменты | 1 | |||
5 | Кодирование. | 1 | |||
6 | Задачи на разрезание. Задачи на склеивание. Геометрический калейдоскоп. | 1 | |||
7 | Сбор и представление информации, фиксирование и анализ полученной информации. | 1 | |||
8 | Олимпиада | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы математической грамотности | |||||
1 | Удивительный мир чисел. Решение математических ребусов. | 1 | |||
2 | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Занимательные задачи. | 1 | |||
3 | Задачи на взвешивание. Задачи на переливание | 1 | |||
4 | Решение логических задач. | 1 | |||
5 | Закономерности. Задачи на поиск закономерности. | 1 | |||
6 | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке, в таблице для ответа на заданные вопросы. | 1 | |||
7 | Сбор и представление информации, фиксирование и анализ полученной информации. | 1 | |||
8 | Олимпиада | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы математической грамотности | |||||
1 | Применение чисел и действий над ними. | 1 | |||
2 | Мир занимательных задач | 1 | |||
3 | «Спичечный» конструктор | 1 | |||
4 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | |||
5 | Комбинаторные задачи. | 1 | |||
6 | Сбор и представление информации, фиксирование и анализ полученной информации. | 1 | |||
7 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. | 1 | |||
8 | Олимпиада | 1 |
Естественнонаучная грамотность
Цели: формирование устойчивого познавательного интереса; умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения
Задачи:
- формировать образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
-расширять экологическое представление младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров. -обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению окружающей среды.
-расширить кругозор учащихся.
- развивать их воображение и эмоциональную сферу.
-развивать интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
-последовательно приобщать учащихся к детской научно художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные УУД:
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся.
-Воспитывать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
-Воспитывать экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Метапредметные результаты:
-Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также практические умения работать с приборами, инструментами, с различными источниками информации.
-Развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
-Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Предметные результаты:
-Расширять и углублять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
-Расширить знания элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
-Дать представление о химических свойствах веществ.
-Познакомить с основными географическими понятиями и явлениями.
-Расширить знания об экологии и экологической ситуации в России, Московской области.
-Прививать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, познакомить со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.
Содержание
1 класс
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы. Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
2 класс
Мир микробов. Первые жители Земли. Влияние микробов на человека и другие живые организмы. Опасные и полезные микробы. Необычные факты из жизни микробов.
Многообразие растений. Правила сбора растений для гербаризации и оформление гербария. Деревья и их разнообразие. Чем деревья отличаются от кустарников. Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов. Разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Животные родного края. Многообразие птиц. Особенности строения птиц. Роль птиц в жизни человека. Птицы родного края. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям.
3 класс
Форма и размеры Земли. Движения Земли. Строение Земли. Материки и части света. История космонавтики. Планеты солнечной системы. Солнечное затмение. Смена дня и ночи, времен года. Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе. Электричество. Материалы и магниты. Северное сияние. Звуковые волны. Эхо. Телефон. Химический состав воды, вода - растворитель. Жесткость воды. Проблемы питьевой воды. Состав продуктов питания. Пищевые добавки. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм. Синтетические моющие средства, их разнообразие. Органы, их функции в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Экологические проблемы. Экологическая ситуация в городе. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга.
4 класс
Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. Свойства воды. Вода – аномальное вещество. Свойства мыла и стирального порошка. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Наночастицы на службе науки. Нанотехнологии в медицине.
Календарно -тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы естественнонаучной грамотности | |||||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | |||
2 | Загадка смены времен года | 1 | |||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 1 | |||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 1 | |||
5 | Загадки под водой и под землей | 1 | |||
6 | Загадки растений | 1 | |||
7 | Планета насекомых | 1 | |||
8 | Проверочная работа | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы естественнонаучной грамотности | |||||
1 | Загадочная микробиология | 1 | |||
2 | Интересная ботаника | 1 | |||
3 | Интересная дендрология | 1 | |||
4 | Интересная микология | 1 | |||
5 | Удивительная зоология | 1 | |||
6 | Удивительная орнитология | 1 | |||
7 | Познавательная фенология | 1 | |||
8 | Проверочная работа в форма ВПР | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы естественнонаучной грамотности | |||||
1 | Изучение природы. Условия, в которых мы живем. | 1 | |||
2 | Интересная география | 1 | |||
3 | Загадочная астрономия | 1 | |||
4 | Занимательная физика | 1 | |||
5 | Удивительная химия | 1 | |||
6 | Познавательная анатомия, физиология и гигиена организма человека | 1 | |||
7 | Выясняем, что такое экология. Что охраняют в заповедниках и заказниках. | 1 | |||
8 | Проверочная работа в форма ВПР | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы естественнонаучной грамотности | |||||
1 | Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Свойства воды. | 1 | |||
2 | Вода – аномальное вещество. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. | 1 | |||
3 | Воздух и его свойства. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов | 1 | |||
4 | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | |||
5 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | |||
6 | Уникальность планеты Земля.. | 1 | |||
7 | Нанотехнологии в медицине | 1 | |||
8 | Задания в форме ВПР | 1 |
Финансовая грамотность
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.
Задачи :
-формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
-содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
-научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
-способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
-развивать культуру экономического мышления.
-воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Финансовая грамотность
Личностные УУД:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные УУД:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание
2 класс
Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний.
Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами. Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт. Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это связано. Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Знакомство с древнерусскими товарными деньгами. Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. Интересные факты.
Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.
3 класс
Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Коллекционирование. Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал.
4 класс
Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. Какими картами пользуются чаще и почему. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Дать определение ежемесячным и ежегодным расходам. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Бюджет – план доходов и расходов. Из чего состоит семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет.
Календарно -тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы финансовой грамотности | |||||
1 | Что такое деньги | 1 | |||
2 | Откуда взялись деньги | 1 | |||
3 | Рассмотрим деньги поближе | 1 | |||
4 | Защита денег от подделок | 1 | |||
5 | Какие деньги были раньше в России | 1 | |||
6 | Современные деньги России и других стран | 1 | |||
7 | Учимся обращаться с деньгами. Игра «Отдыхаем на Выдумлянских островах» | 1 | |||
8 | Что мы узнали о деньгах? | 1 | |||
9 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы финансовой грамотности | |||||
1 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | |||
2 | На что тратятся деньги. | 1 | |||
3 | Как с умом управлять своими деньгами. | 1 | |||
4 | Как считать доходы и расходы семьи. | 1 | |||
5 | Как делать сбережения. | 1 | |||
6 | Учимся делать сбережения. Игра «Внимание! Аукцион!» | 1 | |||
7 | Учимся считать доходы и расходы семьи. Игра «Нужная покупка». | 1 | |||
8 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 1 | |||
9 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
Основы финансовой грамотности | |||||
1 | Как появились деньги. История российских денег. | 1 | |||
2 | Какими бывают деньги. Банки, банкоматы и банковские карты. | 1 | |||
3 | Безналичные деньги и платежи. Как я умею пользоваться деньгами. | 1 | |||
4 | Что такое валюта. Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги. | 1 | |||
5 | Откуда в семье берутся деньги. Подсчитаем все доходы семьи. | 1 | |||
6 | На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. | 1 | |||
7 | Как планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. | 1 | |||
8 | Учимся составлять семейный бюджет | 1 | |||
9 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование модулей программы | Кол-во занятий |
1 | Основы читательской грамотности | 17 |
2 | Основы математической грамотности | 8 |
3 | Основы естественнонаучной грамотности | 8 |
Итого часов: | 33 |
2 класс
№ | Наименование модулей программы | Кол-во занятий |
1 | Основы читательской грамотности | 9 |
2 | Основы математической грамотности | 8 |
3 | Основы естественнонаучной грамотности | 8 |
4 | Основы финансовой грамотности | 9 |
Итого часов: | 34 |
3 класс
№ | Наименование модулей программы | Кол-во занятий |
1 | Основы читательской грамотности | 9 |
2 | Основы математической грамотности | 8 |
3 | Основы естественнонаучной грамотности | 8 |
4 | Основы финансовой грамотности | 9 |
Итого часов: | 34 |
4 класс
№ | Наименование модулей программы | Кол-во занятий |
1 | Основы читательской грамотности | 9 |
2 | Основы математической грамотности | 8 |
3 | Основы естественнонаучной грамотности | 8 |
4 | Основы финансовой грамотности | 9 |
Итого часов: | 34 |
Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности
Видов организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Информационно-методическое обеспечение:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгова О.В, Л. А. Пучкова «Диагностика читательской компетентности», 3 класс, Интеллект -центр, М., 2018г
Долгова О.В, С.Д. Маркова «Диагностика читательской компетентности», 4 класс, Интеллект -центр, М., 2017г
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
Корлюгова Ю, Гоппе Е. «Финансовая грамотность» Методические рекомендации, М, 2020г
Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской»,– Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997 17. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990
Панкова О.Б. «Диагностика читательской грамотности», 1 класс, издательство «Экзамен», М. 2017г
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Шевченко О.А. «Диагностика читательской компетентности», 2 класс, Интеллект -центр, М., 2017г
Федин с. Финансовая грамотность, материалы для учащихся 2-4 классов, в 2-х частях, М, 2020г
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.
Интернет источники.
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедияhttp://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml - ставим опыты вместе с детьми
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml - познавательные опыты для детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml - «Жидкие» фокусы.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml - занимательные научные опыты для детей.
http://animal.geoman.ru/ - животные.
http://bird.geoman.ru/ - птицы.
http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/ - телескоп в режиме онлайн.
http://filin.km.ru -энциклопедия животных.http://fish.geoman.ru/ - рыбы.
http://invertebrates.geoman.ru/ - насекомые.
http://kosmokid.ru/ - астрономия для детей.
http://kpdbio.ru/course/view.php?id=66 - веселые опыты.
http://nature.ok.ru.- редкие и исчезающие животные России
http://prezentacii.com/biologiya/page/2/ - портал готовых презентаций.
http://viki.rdf.ru/list-all-presentations - детские электронные презентации и клипы о животных.
http://www.astro_azbuka.info - азбука звездного неба.
http://www.bibliotekar.ru/4-1-37-mikrobiologiya/ - занимательная микробиология.
http://www.cosmoworld.ru - сайт о советской и российской космонавтике.http://www.ecosystema.ru- сайт экологического учебного центра «Экосистема».
http://www.ecosystema.ru - сайт экологического учебного центра «Экосистема».
http://www.naturekeepers.ru - сайт образовательной экологической сети «Хранители природы».
http://www.naturekeepers.ru – сайт образовательной экологической сети «Хранители природы».
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.
http://www.sciam.ru/ - сайт «В мире науки».
http://www.stellarium.org/ru - бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.
http://www.the skyinmotion.com/ - «Небо в движении! Солнце. Луна. Планеты».
http://www.wwf.ru - всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.youtube.com/user/GTVscience - сайт «Простая наука: увлекательные опыты для детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...