«Использование ИКТ для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)».
учебно-методический материал

Смирнова Марина Валерьевна

«Использование ИКТ для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)».

В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Это особенно актуально для образовательных учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями развития и, в частности детей с умственной отсталостью. Появление, развитие информационного общества и современный ритм жизни предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)».

В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Это особенно актуально для образовательных учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями развития и, в частности детей с умственной отсталостью. Появление, развитие информационного общества и современный ритм жизни предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс ускоряет передачу знаний и накопленного профессионального опыта от учителя к учащемуся.
Использования  ИКТ сегодня, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде.

Быстрое и эффективное внедрение информационных технологий в образование является важным фактором в обучении и является неотъемлемой частью воспитания и образования современного человека.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» [1]. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». Информационные технологии проникают во все сферы но, наиболее сильное положительное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

В последнее время отмечается, что многие младшие школьники испытывают различные трудности в общении. Чаще всего эти трудности связаны с пониманием детей друг друга, умением высказывать свои потребности и умением «читать» другого человека. М. Ермолаева, Ю.А. Каляева, Н.В. Клюева, Л.Я. Лозован, С.В. Проняева, М.А. Симонова и др. в своих работах указывают на то, что формирование коммуникативной способности является важным условием нормального психологического развития ребенка, его самореализации и адаптации.

Важно отметить, что актуальность заданной проблемы объясняется также тем, что необходимо подготовить первоклассников к полноценной учебной деятельности, расширить круг их социальных взаимодействий и помочь освоить им новые социальные роли. Поступая в первый класс, бывший дошкольник становится первоклассником, меняется его социальный статус и роль, меняется ведущая деятельность — с игровой на учебную, а также появляется много новых социальных связей. Ученику трудно сразу адаптироваться к этому многообразию нового общения, но, если первоклассники будут обладать навыками коммуникации, а особенно невербальной, процесс внедрения в новую систему будет проходить намного легче.

Тема является актуальной, так как использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями способствует активному взаимодействию обучающихся со сверстниками и взрослыми, делает процесс обучения ярким и увлекательным. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает использование ИКТ для формирования базовых учебных действий, курсов коррекционно-развивающей области, для духовно-нравственного (нравственного) развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Использование информационных технологий в специальном образовании

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными, и зарубежными учеными в области общей педагогики (А.П. Ершов, И.В. Роберт, Е.И. Машбиц, В.В. Рубцов, Р. Вильяме, Kleiman G.M. и др.); на результатах исследований отечественных (Б.И. Айзенберг, О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, И.А. Никольская) и зарубежных ученых (Ж. Саго, Moores D., StrongLevitt Н., Pa-pert S.) в области специальной педагогики и психологии.

Проблема общения является предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований. Выделившись в отдельную категорию, общение стало объектом специального анализа философов (Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, А.А. Брудный, В.М. Соковнин), социологов (Я. Щепаньский, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (С.В. Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), психотерапевтов (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович). Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении [2, с.7].

Анализ теоретических и практических исследований, выполненных ранее в этом направлении показывает, что проблема мало изучена, исследования имеют узконаправленный характер и не отражают целостной картины формирования невербальной и вербальной коммуникации учащихся младших классов.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс. Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности:

- Коррекционно-развивающее Игровая;

- Нравственное Досугово - развлекательная;

- Спортивно-оздоровительное Художественное творчество;

- Общекультурное Социальное творчество ;

- Социальное Трудовая ;

Общественно-полезная;

Спортивно-оздоровительная;

Туристско-краеведческая.

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время.

 В частности, достаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии).
Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

В статье отмечена важность знания педагогом особенностей коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста для дальнейшей коррекции их недостатков. Так же п...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"

XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....