Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР
статья
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh_deystviy_u_obuchayushchihsya_s_zpr.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР»
Универсальные учебные действия | Характеристика универсальных учебных действий | Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР |
Познавательные | Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия: • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: • анализ объектов с целью выделения признаков; • синтез — составление целого из частей; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей,; • построение логической цепочки рассуждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Процесс формирования познавательных учебных действий - это последовательный процесс, в результате которого происходит саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Приёмы:
Коррекционные задания: - Развитие аналитико- синтетической сферы: « Аналитическая задача»,» Чего недостаёт?» - Развитие логического мышления, слухового внимания, оперативной памяти, восприятия: « Бабушкин домик», « Зимние запасы», « Исключение лишнего», « Кроссворд», « Найди пару». - Формирование операции анализа и навыка самоконтроля: « Домики», « Одеяло для куклы». - Развитие операций анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти: «Закономерности», « Конструирование из геометрических фигур», « Почини коврик», « Продолжи ряд». - Формирование операции анализа и навыка самоконтроля. «Домики». - - Развитие вербально-логического мышления. «Исключение лишнего» - Развитие образного мышления, операций анализа и абстрагирования. «Нелепица». |
Регулятивные | Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Приёмы:
Коррекционная задания: - принимать и сохранять учебную задачу. «Бабушкин домик», «Закономерности», «Нелепица» - планировать действия в соответствии с поставленной задачей. «Зимние запасы». - контроль, коррекция, прогнозирование. «Письма», « Пропали знаки препинания», « Составь слова», « Сюжетные картинки», Цепочка», «Перфокарты». - целеполагание. « Парочки», « Новые слова», « Кроссворд». - контроль. « Весёлый поезд», « Герои сказок», « Забавная картинка», « Что исчезло, изменилось?». «Домики» «Исключение лишнего». |
Личностные | Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах. - личностное, жизненное самоопределение; • смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. | Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Приёмы:
Коррекционные задания: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. « Аналитическая задача», « Кроссворд», « Конструирование из геометрических фигур»,» Почини коврик», « Ребусы». |
Коммуникативные | К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой речи; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия. Приёмы:
Коррекционная задания: - «Кто самый внимательный», «Нелепые стихи», « Новые слова» « Парочки», «Перфокарты», «Письма», Слоги», « Пропали знаки препинания», « Составь слова», « Сюжетные картинки», Цепочка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.
С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...
Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях
Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...
Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ
Важнейшей задачей совремменой системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...
Возрастные особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В насто...
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями.
Данная работа раскрывает одно из основных положений Федеральных государственных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий обучающихся. Акцент сделан ...
Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР
Универсальные учебные действияХарактеристика универсальных учебных действийОсобенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....
- Мне нравится (1)