«Современный урок - урок нового формата - залог качественного образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Козлова Любовь Александровна

Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций 

 «Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций Энгельсского муниципального района

 «Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»

 «Современный урок - урок нового формата - залог качественного образования»

Меняются цели  и  содержание  образования, появляются новые средства  и  технологии обучения, но  урок  остается главной формой обучения. Задумаемся над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков.  Все самое важное для ученика совершается на уроке.

Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

    Свое выступление  мы хотим продолжить  притчей  об учителе, так как  считаем, что она очень подходит к данной теме.

ПРИТЧА

 Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:

 - Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи Учитель посолил весьма щедро, а потом спустя какое – то время ученикам захотелось пить.

Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут Учитель поднялся и, подойдя к ним, сказал:

 - Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.

 – Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики.

– Я выполнял свою задачу, - ответил Учитель – сначала я пробудил  в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддерживал вас.

Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы.

 – Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и  подавать правильный пример? – спросили ученики.

 – Нет, - сказал учитель, - главная моя задача – воспитывать в ученике человечность и доброту.  Он улыбнулся и продолжил:

 - и, принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу  я пока что выполняю верно.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким, и трудом освоения нового, познания окружающего мира.

 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. 
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем в этом разобраться.

Говоря о современном уроке, всплывает вопрос «Когда учителю интересно учить?»,  «Когда ученику интересно учиться?»

Предлагаем  вам расшифровать каждую букву  из слов современный урок.

с – самовыражение, самостоятельность, самообразование

о – организованность, отзывчивость, обратная связь

в – визуализация, выразительность, воображение

р – рациональность, радость, результативность

е - единство

м – мотивация, методичность, многообразие

е - естественность

н – навыки, научность

н – настойчивость, наглядность

ый

у – успешность, универсальность

р – развитие, работа, реализация

о – оригинальность, образец, опыт

к – комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация

Какие же требования предъявляются к современному уроку?

Современный урок, это прежде всего –

• хорошо организованный урок,  в оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

Планируя современный урок,  мы должны знать:

чему учить; ради чего учить; как учить.  

На современном уроке нет места скуке, страху от бессилия, царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и, никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания  и  развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться  и  осуществляться каждый  нашурок .

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

     Время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить   о деятельностном подходе.

Как выпонимаете слова «Деятельностный подход в современном уроке?»

Это прежде всего, обучение через открытие. Это развитие личности. Это способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Это  осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

Деятельностный подход позволяет  нашим ученикам в коллективном поиске приходить к открытию, ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  —   выведенное самостоятельно понятие. Мы ведем учащегося по пути субъективного открытия, управляем проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

   Используя в своей работе с учащимися  инновационные технологии, в том числе и технологию проектного обучения, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Мы попробовали создать проектную лабораторию из числа наших учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Это были ученики 1а и 3 а классов.

Объединив ребят разных возрастов в нашей лаборатории, мы отметили следующие преимущества:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
  • На каждом  этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе.

Девизом нашей работы стали слова: «Увлечь, зажечь,душевно разбудить…»

И к успехам в учении мы продвигаемся через «классное» общение.

Классное не только в том, что сотрудничают два разных класса. Ребятам интересно, увлекательно, познавательно, в полном смысле «классно» общаться друг с другом, создавая совместные творческие проекты. Наши достижения - это участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать!», в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Созвездие талантов», в фестивале научного творчества Саратовской области «Думай! Действуй! Создавай!», в региональном конкурсе проектов «Я – исследователь»,  где ребята стали победителями и призерами этих конкурсов.

В соответствии с этим подходом должен конструироваться  и  осуществляться каждый  урок. В нем находит свое выражение логика современной теории обучения  и  в определенной степени социальный заказ общества системе  образования. 

 И  что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что  урок  не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

  • Появились образовательные стандарты  и  на их основе – обновленные программы  и  учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
  • Внедряются информационные технологии.  Информатизация  образования  оказывает значительное влияние на  современный   урок.

Мы можем сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

  • усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
  • практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
  •  направленность на развитие мышления, практических навыков;
  • расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
  • дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово,определяющее  деятельность учителя, – развитие. И в нашем понимании  – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования

В презентации описываются особенности современного урока в условиях ФГОС НОО, его отличие от традиционного, критерии эффективности современного урока. Каким должен быть современный учитель? Его роль и...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Урок математики в 3 классе по теме "Числовой луч". Структура урока соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети сами определяют тему , цель урока, составляют план.  В течение урока дети работают...

Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО

Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО...

Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...

Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.

Современный урок  как основа эффективного  и   качественного образования....