«Современный урок - урок нового формата - залог качественного образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций
«Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_-_urok_novogo_formata_-_zalog_kachestvennogo_obrazovaniya.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций Энгельсского муниципального района
«Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»
«Современный урок - урок нового формата - залог качественного образования»
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке.
Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Свое выступление мы хотим продолжить притчей об учителе, так как считаем, что она очень подходит к данной теме.
ПРИТЧА
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи Учитель посолил весьма щедро, а потом спустя какое – то время ученикам захотелось пить.
Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут Учитель поднялся и, подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.
– Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики.
– Я выполнял свою задачу, - ответил Учитель – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддерживал вас.
Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы.
– Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики.
– Нет, - сказал учитель, - главная моя задача – воспитывать в ученике человечность и доброту. Он улыбнулся и продолжил:
- и, принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким, и трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем в этом разобраться.
Говоря о современном уроке, всплывает вопрос «Когда учителю интересно учить?», «Когда ученику интересно учиться?»
Предлагаем вам расшифровать каждую букву из слов современный урок.
с – самовыражение, самостоятельность, самообразование
о – организованность, отзывчивость, обратная связь
в – визуализация, выразительность, воображение
р – рациональность, радость, результативность
е - единство
м – мотивация, методичность, многообразие
е - естественность
н – навыки, научность
н – настойчивость, наглядность
ый
у – успешность, универсальность
р – развитие, работа, реализация
о – оригинальность, образец, опыт
к – комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация
Какие же требования предъявляются к современному уроку?
Современный урок, это прежде всего –
• хорошо организованный урок, в оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
Планируя современный урок, мы должны знать:
чему учить; ради чего учить; как учить.
На современном уроке нет места скуке, страху от бессилия, царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и, никогда не выступая в виде средства».
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый нашурок .
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о деятельностном подходе.
Как выпонимаете слова «Деятельностный подход в современном уроке?»
Это прежде всего, обучение через открытие. Это развитие личности. Это способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Это осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Деятельностный подход позволяет нашим ученикам в коллективном поиске приходить к открытию, ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие. Мы ведем учащегося по пути субъективного открытия, управляем проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Используя в своей работе с учащимися инновационные технологии, в том числе и технологию проектного обучения, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Мы попробовали создать проектную лабораторию из числа наших учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Это были ученики 1а и 3 а классов.
Объединив ребят разных возрастов в нашей лаборатории, мы отметили следующие преимущества:
- В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
- На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе.
Девизом нашей работы стали слова: «Увлечь, зажечь,душевно разбудить…»
И к успехам в учении мы продвигаемся через «классное» общение.
Классное не только в том, что сотрудничают два разных класса. Ребятам интересно, увлекательно, познавательно, в полном смысле «классно» общаться друг с другом, создавая совместные творческие проекты. Наши достижения - это участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать!», в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Созвездие талантов», в фестивале научного творчества Саратовской области «Думай! Действуй! Создавай!», в региональном конкурсе проектов «Я – исследователь», где ребята стали победителями и призерами этих конкурсов.
В соответствии с этим подходом должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В нем находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования.
И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
- Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
- Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Мы можем сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.
Современный урок – это современный учитель. Ключевое слово,определяющее деятельность учителя, – развитие. И в нашем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок - как основа эффективного и качественного образования
В презентации описываются особенности современного урока в условиях ФГОС НОО, его отличие от традиционного, критерии эффективности современного урока. Каким должен быть современный учитель? Его роль и...
Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"
В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Урок математики в 3 классе по теме "Числовой луч". Структура урока соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети сами определяют тему , цель урока, составляют план. В течение урока дети работают...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО...
Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"
Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...
Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
Современный урок как основа эффективного и качественного образования....