ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья

Решаемые задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

       Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

       Цель активизации учащихся путём проблемного обучения состоит в том, чтобы выявить уровень усвоения понятий и обучить системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Умственный поиск - это сложный процесс, который, как правило, начинается с проблемной ситуации, с проблемы.

        Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

2) усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»

Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:

- необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

- обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;

- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;

- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Виды проблемного обучения:

Первый вид («научное» творчество) -- это теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т. д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем.

Второй вид (практическое творчество) -- поиск практического решения, т. е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Второй -- на лабораторных, практических занятиях на уроке, предметном кружке, факультативе, на производстве.

Третий вид (художественное творчество) -- это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.

Третий вид -- на уроке и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения характеризуются решением главным образом индивидуальных или групповых учебных проблем.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. А суть проблемного урока состоит в «творческом достижении и усвоении знаний».

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:

  • постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.

  • поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.

  • выражение решения - формулировка нового знания научным языком.

  • реализация продукта - решение проблемы. Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание. Как правило, это новый алгоритм.

                    Способы создания проблемных ситуаций:

1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2. При организации практической работы учащимися;

3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;

4. При формировании гипотез;

5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7. При исследовательских заданиях.

Основным инструментом в технологии проблемного обучения является проблемный диалог. Существует две его разновидности:

  • подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих их к открытию мысли. Подводящий диалог способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
  • побуждающий диалог – отдельные стимулирующие вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Побуждающий же диалог, развивает творческие способности и обязателен при обучении одаренных, способных школьников.

Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:

  • подводящий к теме диалог, который шаг за шагом подводит школьников к формулированию темы урока;
  • сообщение темы урока с мотивирующим приемом («яркое пятно», «актуальность»);
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе обеспечит внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний, но истинно «творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у обучающихся чувство удивления, другие же – затруднение.

Приемы создания проблемных ситуаций,

Проблемные ситуации с удивлением.

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения.

Учитель

Ученики

На доске запись:

бежит по тропинке

бежит у тропинки

- Что общего в словосочетаниях?                                       - Состоят из трех слов.

                                                                                               - Одинаковые части речи.

- Чем отличаются слова?                                                - Разные предлоги, разные окончания у имен существительных.

- Почему разные окончания?

- Определите падежи имен существительных.

- Сформулируйте вывод.

На доске запись:

бежит по земле

бежит по степи

- Определите падежи имен существительных.

- Что вас удивило?

- Существительные стоят в разных падежах.

- По тропинке (в Д.п.), у тропинки (в Р.п.)

- Окончание имени существительного зависит от его падежа.

По земле (в Д.п.), по степи (в Д.п.)

Падежи существительных одинаковые, а окончания все равно разные.

Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).

Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников.

Учитель

Ученики

На доске написано предложение:

Зв(е,и)рёк ловко ск(а,о)кал от ветк(е,и) к ветк(е,и).

- Какая гласная пропущена в слове «зверёк»?

- Какая гласная пропущена в слове «скакал»?

- А «от ветки»?

Два ученика работают у доски.

- Гласная –е.

- Гласная –а.

- Гласная –и (говорят одни дети).

- Гласная –е (говорят другие).

Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

Прием 3 – обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности).

Учитель

Ученики

В первой половине урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.

- А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.

- Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта)

- Летнее платье, рубашку с коротким рукавом и шорты, носки, босоножки…

Лед, снег…

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

Прав физик Луи де Броль, сказавший: “Удивление - мать открытия”.

                                        Проблемные ситуации с затруднениями.

В их основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.

Прием 4 – даю задание не выполнимое в принципе.

Учитель

Ученики

- Просклоняем существительное «окно».

- Просклоняем существительное «кино».

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Обучающиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Прием 5 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.

Учитель

Ученики

- Сравните дроби:

1/6 …1/8; 1 …1/5; 1...1/10;

1/20…1/2; 1/25…1/52,

¾…2/4.

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации)

Прием 6 – предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено неправильно.

Учитель

Ученики

- На доске изображены прямоугольники и квадраты. Найдите их площадь.

- Найдите площадь этих фигур.

5 см

hello_html_m660fd843.gif

4 см

hello_html_m6365b4ed.gif

4 см

5 см

- Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

S = 5 · 4 = 20 см2

S = 5 · 4 = 20 см2

Площадь треугольника 10 см(осознают, что задание выполнено неправильно, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации).

От столкновения с противоречием, у обучающихся рождается интерес к новой теме – внутренняя познавательная мотивация, так необходимая любому учителю. И теперь, используя побуждающий диалог, подвожу детей к осознанию противоречия проблемной ситуации и формулированию учебной задачи.

Поскольку проблемные ситуации создают разными приемами, то и текст побуждающего диалога для каждого приема использую свой:

Побуждение к осознанию противоречия

Прием 1

Что вас удивило? Что интересного заметили?

Прием 2

Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3

Вы как сначала думали? А как на самом деле?

Прием 4

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Затем дети самостоятельно формулируют учебную задачу, которая в свою очередь может звучать как тема урока («Какова будет тема урока?») или как вопрос, ответом на который и будет новое знание («Какой у вас возникает вопрос?»).

Вторая фаза проблемного урока – поиск решения и открытие нового знания.

Выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу – значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка)

и проверка гипотезы (приведение аргументов («это так, потому что…») или контраргументов («это не так, потому что…»), т.е. принятие или отвержение гипотезы).

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

  • развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;
  • воспитывает инициативную личность ребенка;
  • развивает внутреннюю мотивацию к обучению;
  • способствует стойкому качественному усвоению знаний.

Проблемный урок должен обеспечить не только «творческое достижение», но и «творческое усвоение» знаний, которое углубляет понимание нового материала и развивает речь обучающихся.

Таким образом, проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний и основной целью проблемного обучения является развитие интеллекта и творческой активности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

Проблемное обучение в начальной школе

проблемное обучение в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....