Курс "Путь к грамотности" как средство овладения проектной деятельностью
статья

Бартенёва Татьяна Тимофеевна

Публикация опыта работы по курсу внеурочной деятельности "Путь к грамотности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бартенёва Татьяна Тимофеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ г. Иркутска СОШ

с углублённым изучением

отдельных предметов №14.

Курс внеурочных занятий «Путь к грамотности» как средство овладения проектной деятельностью

        В последние годы учителя все более часто сталкиваются с серьезной проблемой современной школы – отсутствием интереса учащихся при изучении русского языка и, как следствие, снижение грамотности, косность высказываний, неумение логически правильно выражать свои мысли. Причин для этого явления немало: это и катострофическая загруженность учеников, и нежелание читать, и возрастные особенности младших школьников и многое другое. Для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом и помочь ребёнку раскрыть способности, учителю приходится искать новые методы и приёмы.

        Введение Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС) во многом меняет подходы к изучению русского языка. Одним из факторов,который обеспечивает эффективность и результативность обучения в соответствии с требованиями ФГОС, является метод проектов. С использованием этого метода у учителя появляется возможность изменить характер учебной деятельности. Из репродуктивной она переходит в частично-поисковую, поисковую и творческую. Меняется и отношение ученика к учебной деятельности:о он становится более самостоятельным в открытии новых знаний и умении применять их на практике.

         Также ценность метода проектов состоит в том, что он способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам понять значимость приобретенных ими знаний.

        Но как связать такие несовместимые вещи: программу по русскому языку и проектную деятельность? И вот здесь на помощь педагогам приходит оригинальный курс «Путь к грамотности» авторов Олейник О.В.и Кабанюк Л.П. В комплект входят методические рекомендации «Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы» и индивидуальные тетради для 2-4 классов.

        Как заявляют авторы: «Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка».

Целями изучения курса являются:

- формирование у учащихся умения осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

- обучения детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

- развитие у учащихся творческих способностей, пробуждение интереса к исследовательской деятельности.

Основные задачи:

- развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, главной задачей этого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

        Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30-35 минут.

        С самого первого занятия начинается знакомство с этапами проекта с помощью дидактического приёма «Волшебный цветок незабудка», каждый лепесток которого – это компонент проекта. Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными понятиями: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт и презентация. Еженедельное повторение этих понятий приводит к тому, что к концу 4 класса каждый ученик понимает основные этапы проекта и может работать над ними самостоятельно.

        В результате освоения курса дети учатся работать не только самостоятельно, но и в малых группах. На это направлены задания тетради, помеченные специальным значком «Три незабудки».

        Много заданий связано с использованием разных видов словарей как источника знаний. Это толковый, исторический, этимологический, словообразовательный, орфографический, фразеологический словари. Так как наполняемость классов очень большая, а количество словарей ограничено, очень хорошо использовать роль «дежурного библиографа», которая предлагается поочерёдно каждому ребёнку. Задача дежурного библиографа научиться работать со справочной литературой. Если на первых уроках библиограф только помогает учителю в выборе словаря, то к концу обучения, дети уже уверенно находят нужную информацию за очень короткое время. Каждый учащийся знает, что главный источник информации – это книга, словарь, энциклопедия. Прием поиска информации в данном курсе называется «Поисковик» и отмечается специальным значком «Компас».

        В каждом занятии учащиеся проводят мини-исследования. Изучаются разные методы: наблюдение, эксперимент, этимологический анализ, статистический анализ, фонетический анализ слов и т.п. Все исследования проводятся на языковом материале, который соотвествует возрасту учащихся. Эти задания помечены в пособиях значком «Лупа» и «Весы». Эксперименты на языковом материале вызывают у учащихся неподдельный живой интерес к русскому языку.

        Так как основное направление курса общеинтеллектуальное развитие личности, то в структуру занятий включено такое задание как «Интеллектуальный тренинг». Его основное назначение повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений. Эти задания помечены значком «Звездочка», то есть необязательны для выполнения, так как имеют повышенную сложность, но дети с удовольствием выполняют и активно участвуют в их обсуждении.

В конце каждого занятия обязательно есть итоговое задание под значком «Узелки на память», которое помогает еще раз закрепить основные понятия, изученные ранее.

        На занятиях дети знакомятся с разными видами проектов: 

  • информационный проект (продукт: брошюры, таблицы, схемы);
  • исследовательский проект (научные статьи, модели или макеты, учебные фильмы);
  • практико-ориентированный проект (карточки, инструкции);
  • творческий продукт (произведение искусства или творческого мероприятия);
  • игровые проекты (игра, дебаты).

                За три года обучения выполняются все виды мини-проектов, но больше всего дети любят выполнять творческие проекты, когда фантазия и воображение работают в полную силу. Макеты домиков для гласных и согласных выполнили все учащиеся. Все стенды в классе были завешаны плакатами «Королевство предложений». Созданные детьми юмористические странички фразеологического словаря очень долго были главным развлечением на переменках при угадывании устойчивых выражений. При изучении темы «Состав слова» дети научились придумывать загадки к игре «Слова замаскировались». А когда изготовляли в дневнерусском стиле первую букву имени, подключились и родители. Кто-то помог сшить из ткани, выпилить из фанеры, написали буквы на бересте, одна семья испекла буквы из теста. В конце презентации этого проекта буквы были съедены детьми. Эта веселая работа запомнилась надолго.

                Информационный мини-проект « Паспорт частей речи» пополнил знания детей о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, прилагательных и глаголов, что оказало положительное влияние на результат Всероссийских проверочных работ (ВПР) по русскому языку.

                Программа курса расчитана на детей с разным уровнем развития способностей. Например, информационный проект «Самоинструкция. Алгоритм грамотности» требует от ученика прочного знания правил русского языка и умения использовать универсальные учебные действия (анализ, синтез, классификация и т.д.). Выполнение подобных работ проводится только при помощи учителя (индивидуально или в группах). Каждый учащийся выбирает то, что ему интересно и в соответствии со своими способностями.

                Один из интересных приёмов используемых авторами – это прием развития памяти через образное и ассоциативное мышление. Методика основана на запоминании информации с помощью зрительных впечатлений, которые помогают удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. С помощью этого метода школьники научились быстро и легко запоминать написание трудных словарных слов. Этим приёмом учащиеся овладели во время изучения темы «Школа эйдетики».

                У курса есть только один небольшой недостаток. Объём заданий по отдельным темам не вмещается во временной промежуток занятия.

                Таким образом, в ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения, проявляя при этом творческие способности. Работая над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, формирует компетенции: информационные, мыслительные, деятельностные, коммуникативные, а также развивает качества, необходимые для дальнейшего профессионального мастерства.

        Для учителя организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и раскрывать творческие способности каждого ребенка.

        Конечно, данное пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные младшим школьникам теоретические и практические исследования и умозаключения становятся его собственным достоянием, его открытием, личным опытом.

        Данный материал можно использовать во внеурочной работе, как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, а также при подготовке учащихся к олимпиаде.

Литература 

1. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. / Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы)

2. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь.2 класс.– М.: ВАКО, 2016. – 96 с.

 3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь.3 класс.– М.: ВАКО, 2014. – 96 с.

 4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь.4 класс.– М.: ВАКО, 2015. – 96 с.

5. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-.4 классы.– М.: ВАКО, 2015. – 368 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Проектная деятельность как средство осуществления образовательной деятельности

Сборник статей по материалам Третьей Международной научно-практической конференции. Иматра-Лаппеенранта. Финляндия, 2015 год...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Презентация к статье Курс "Путь к грамотности" как средство овладения проектной деятельностью

Презентация к статье "Курс "Путь к грамотности" как средство овладения проектной деятельностью"...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...