Статья: «Работа тьютора и индивидуальный подход к тьюторантам в классе».
статья (1 класс)

Основная задача тьютора – сопровождение ребенка в учебной и коммуникативной деятельности, помощь ребенку в адаптации учебной программы, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения, а также выявление и продвижение интересов обучающегося,  создание  среды, где появились  бы дополнительные ресурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_metodicheskaya_razrabotka_statya.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : «Работа тьютора и индивидуальный подход к тьюторантам в классе».

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в российском образовании.

Цель деятельности тьютора заключается в создании комфортных условий и успешном включении ребенка в образовательную среду в соответствии с реальными его возможностями.

Тьютор осуществляет сопровождение обучающихся в процессе овладения им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для формирования самостоятельности.

 Тьютор помогает учителю отслеживать, как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности. Совместными усилиями проще формировать стереотип учебного поведения.

Если педагог, в основном, вербально взаимодействует с ребенком, то тьютор с помощью физической подсказки помогает ребенку поддерживать осанку, правильно держать ручку, смотреть на доску и т.п.

 Участие тьютора в сопровождении ребенка с РАС является крайне актуальным и при комплексном взаимодействии учителя и тьютора обеспечивает успешное решение задач прогрессивного личностного развития ребенка.

Основная задача тьютора – сопровождение ребенка в учебной и коммуникативной деятельности, помощь ребенку в адаптации учебной программы, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения, а также выявление и продвижение интересов обучающегося,  создание  среды, где появились  бы дополнительные ресурсы. 

Это достигается следующими средствами:

1. Организация и адаптация жизненного пространства (рабочего места, других мест, где бывает ребенок в школе).

2. Понимание зон ближайшего развития обучающегося, опора на его сильные стороны, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Тьютор тесно взаимодействует с педагогом, обсуждает с учителем цели и задачи своей работы, возможные трудности, особенности характера и специфику  поведенческих проявлений ребенка, каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Совместно с учителем тьютор разрабатывает индивидуальные и дифференцированные задания, включает ребенка в различные формы взаимодействия (индивидуальная, фронтальная, работа в парах), осуществляет работу по адаптации учебного материала для обучающихся, помогает учителю в изготовлении дидактических материалов.

Таким образом, тьютор и учитель становятся одной командой, цель которой вовлечение обучающихся в образовательный процесс в соответствии с учебным планом и с учетом их психо-физических особенностей. Учитель и тьютор – это одна команда, которая должна действовать сообща в режиме полного взаимопонимания.

Взаимодействие тьютора и ребёнка – это поступательное движение от «симбиоза» ребенка с тьютором к максимальной самостоятельности.

Достигнуть успеха в работе с ребёнком можно только при условии, если тьютор будет четко знать свои основные направления деятельности и принципы, организующие эту деятельность.

Тьютор следит во время урока не только за обучающимися, но и внимательно наблюдает за деятельностью учителя. После озвучивания инструкции учителем классу, тьютору нужно, учитывая особенности  каждого ребенка, дать «подопечным» время на обработку полученной информации,  и, после этого, помочь обучающимся, если в этом есть необходимость, используя при этом нужные подсказки.

Но, используя подсказки, тьютор не должен, при этом, оказывать чрезмерную поддержку, необходимо постепенно снижать интенсивность и объем подсказок, предоставляя ученикам все большую самостоятельность.

Еще один важный момент– формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для детей с интеллектуальными нарушениями

Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны тьютора – от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности. Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности самостоятельно их исправлять.

Для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности, как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы  тьютора основываются на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в этом  направлении при сопровождении ребенка с АООП будут:

  • помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей;
  • помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации.

Очень важный этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что тьютор не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.

Далее следовала работа на уроке. Перед началом урока тьютору выдается -лист с заданиями, где отмечается, что должен сделать ребенок, как он будет работать (индивидуально, фронтально). На уроке тьютор следит, чтобы ребенок все время был включен в работу, а если необходимо, делать перерывы так, чтобы остальные не отвлекались. Тьютор следит за ходом урока, вовремя подает короткие четкие однокомпонентные инструкции для выполнения работы, ребенок включен в совместную работу, при этом делает свои задания.

Включение в динамическую паузу всех детей, если ребенок не выполняет, то тьютор помогает выполнить. Используется при этом полная, частичная или моделирующая подсказки, постепенно уровень подсказки снижался.

Во время перемен необходимо организовывать деятельность детей, поскольку для таких детей  перемена должна быть достаточно четко построена и структурирована. На переменах тьютор играет с обучающимися не только в любимые игры, но и продолжает работу по обучению в сюжетные игры, т.к. у большинства совсем не было игровой деятельности.

После уроков обсуждение, что получилось / что не получилось, какие задания вызвали затруднения, а какие оказались слишком легкие, какую подсказку использовать на том или ином этапе урока, как предъявлялись задания, какие ошибки надо исправить.

Помощь тьютора на каждом этапе урока, на перемене, в столовой, на физминутках, помощь в переодевании.

Особенно требовалась помощь на уроках труда и рисования, т.к. ни один ребенок не умеет вырезать, раскрашивать, лепить, правильно клеить, поэтому работа тьютора здесь очень важна, совместно с каждым ребенком «рука в руке» резали, клеили, лепили, раскрашивали.

Тьютор один из участников образовательного процесса, что позволяет в полной мере реализовывать индивидуальный подход и повышать эффективность образовательного процесса. На уроках осуществляется командная работа, которая обеспечивает условия для обучения ребенка с РАС, что способствует успешному включению в образовательный процесс .

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми:

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. Но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

 1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Мораль не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».

2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.

3. Не призывать к совести, не читать морали.

4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.

5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.

9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Список литературы

  • 1. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.
  • 2. Богорад П.Л. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? / П.Л. Богорад, О.В. Загуменная // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3. – Т. 12. – С. 8–14.
  • 3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединскйи. М.: Просвещение, 2015. – 289 с.
  • 4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2016. – 255 с.
  • 5. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: Методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо [и др.]; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуальный подход – средство всестороннего, гармонического развития личности".

В статье раскрываются идеи гуманистического образования, основы личностно-ориентированного обучения,принципы систематичности, дифференциации и индивидуализации....

Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.

В материале изложены  развивающие возможности  учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуали...

Статья на тему "Социализация детей с аутизмом с помощью индивидуального подхода и ролевых игр".

В данно статье я проанализировала способы успешной работы с детьми с аутизмом. Так же в статье описаны практические методы работы, в особенности метод "Ролевая игра". Это очень действенный способ соци...

Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.

Как помочь учащимся начальных классов преодолеть трудности в обучении русскому языку? Что должен знать грамотный педагог для осуществления помощи детям-дизграфикам?...

Статья "Индивидуальный подход как фактор повышения эффективности обучения школьников с ОВЗ"

Индивидуализация обучения требует учёта особенностей детей, иеё специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реали...

План работы тьютора по индивидуальному сопровождению обучающегося с ОВЗ

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ в образовательном процессе и успешное его включение в среду образовательного учреждения, а также поддержание в ребёнке стремления к...

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"...