ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА
опыты и эксперименты
. В данной статье приведены причины эмоционального выгорания педагога и предложены наиболее интересные приемы и техники преодоления данного состояния
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya_statya_emotsionalnoe_vygoranie_pedagoga.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА
Кайдорина О.В.
Одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов. Обычно этому подвергаются люди в возрасте старше 40 лет. Кажется, что надо ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, но часто наблюдается противоположное явление. Это связано с тем, что с каждым годом требования к учителю меняются и возрастают. Я нахожусь в зоне риска и поэтому данный вопрос для меня актуален. В данной статье я постаралась выявить причины данного состояния и подобрать наиболее, на мой взгляд, интересные приемы и техники преодоления. Думаю, это будет полезно для всех педагогов. Психологи выделяют три стадии эмоционального выгорания учителей:
1.Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.
2.Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.
3.На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.
Приемы, которые будут полезны любому педагогу при встрече сданной проблемой:
1. Немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить внимание его благоустройству. Я люблю и украшаю свой класс, делая его уютным для себя и моих учеников.
2.Педагогу непременно нужны перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.
3.Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни и отпуск. Если нет возможности выехать из города, все равно надо менять обстановку, хотя бы на время. Это может быть дача, выезд за город, на рыбалку.
4.Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).
5.Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.
6. Очень эффективно использовать естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Но все эти приемы можно использовать вне работы. А вот то, что можно использовать прямо на работе:
1. Расслабление мышц тела, позволяющее снять нервно-психическую напряженность: пример такого упражнения:
Сядьте удобно, если есть возможность - закройте глаза;
-дышите глубоко и медленно;
-пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
-постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
-прочувствуйте это напряжение;
-резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;
-сделайте так несколько раз.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
2. Упражнение для нормализации дыхания «Волна». Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.
3. Пример упражнения на визуализацию: вспомните ситуацию, в которой Вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это Ваша ресурсная ситуация. Такая ситуация может быть спокойной или, наоборот, полной энергии, но комфортной и дающей Вам уверенность. Постарайтесь погрузиться мысленно в эту ситуацию и прочувствовать ее в трех основных модальностях, присущих человеку:
-зрительные образы - события (что вы видите - облака, цветы, лес);
-слуховые образы (какие звуки вы слышите - пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
-ощущения в теле (что вы чувствуете - тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Существуют техники снятия психоэмоционального напряжения
Техника «Отрезать, отбросить»
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
А теперь - самоподдерживающий прием.Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!
Несколько простых советов:
- Никогда не бойтесь попросить о помощи.
- Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.
- Никто из специалистов не должен быть в изоляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагога
В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....
Профилактика эмоционального выгорания педагога и психолога
Как предупредить самовыгорание?...
Создание психологического комфорта в классе как средство предотвращения эмоционального выгорания педагогов
Привлечение внимания к проблеме эмоционального выгорания педагогов...
Доклад на тему "Эмоциональное выгорание педагога"
Эмоциональное выгорание педагога. Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгор...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...