Формирование УУД младших школьников средствами УМК «Школа России»
статья

Гармаева Дулма-Сурун Цырендашиевна

Формирование УУД младших школьников средствами УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir-ie_uud.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД младших школьников средствами УМК «Школа России»

(Из опыта работы Гармаевой Дулма-Сурун Цырендашиевны,

учителя начальных классов

МАОУ Иволгинская СОШ Республики Бурятия )

      С введением ФГОС НОО перед учителями начальных классов встал вопрос о выборе УМК. Администрация  МАОУ Иволгинская СОШ  и мы, учителя, решили остановить свой выбор на УМК «Школа России». Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

         Каждый из предметов системы УМК «Школа России» помимо приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. Система УМК «Школа России» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников системы.

     Учитель начальной школы, реализующий ФГОС, должен не только учить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.  И передо мной встала задача – понять сущность Стандарта, его отличительные особенности по сравнению с прежним. Для этого были пройдены курсы повышения квалификации, изучены документы и дополнительная литература. Стало понятно, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело сложное. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. УМК «Школа России» стал для меня не только помощником в такой работе, но и отличным путеводителем по организации урочно-внеурочной деятельности, соответствующей требованиям Стандарта.

     УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, которая представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эффективность реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России», достигается особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

     В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

         В системе учебников «Школа России» представлен материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений: «Проверим себя и оценим свои достижения», их сравнение с предыдущими результатами способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Важным мотивирующим средством изучения того или иного предмета являются «Странички для любознательных», «Занимательные странички» и др. Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик: «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…» и др.

Уже это говорит о ценности УМК «Школа России» в совершенствовании содержания ООП НОО и ведущей роли в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
  Сегодня резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, поэтому современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
 И снова на помощь приходит УМК «Школа России», так как формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте всех его учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД.

   Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. А проектов разработчики УМК «Школа России» предлагают в большом количестве и разнообразии по каждому учебному предмету. Роль учителя начальных классов заключается только в том, чтобы выбрать самые актуальные темы по предметам и определиться с датами в планировании своей работы по проектам. .  Начиная с первого класса, с ребятами составляем опорные таблицы и схемы по пройденным темам русского языка, математики и окружающего мира. В процессе работы над таблицей или схемой ребятами обобщается и систематизируется изученный материал, мобилизуются их интеллектуальные ресурсы, как внимание, память, мышление. Таким образом, здесь реализуется принцип: все, что добыто и сделано своими силами и руками лучше усваивается и надолго остается в памяти. На данное время мои третьеклассники самостоятельно составляют и оформляют эти таблицы, мне отводится роль наблюдателя, иногда консультанта. Итогом работы над проектом «Времена года» стал замечательный дидактический материал в виде  четырех альбомов. Результатом  проектов «История моей семьи», «История моего родного края» стали исследовательские работы ребят, которые получили высокие оценки на НПК «Первые шаги» - Лыктыпов Владимир «Два свата» - 1 место, район, Попов Роман «След на земле» - 2 место, район. Попов Роман на республиканской НПК «Первые шаги» занял 2 место 

     И если цель ООП НОО - формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО, то УМК «Школа России» создается в России и для России. Предлагаемая образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

    В основу создания образовательной модели «Школа России» положены традиции отечественной школы с признанием их исключительной ценности и значимости. Данному УМК издательства «Просвещение» присущи такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

УМК, получивший самое широкое признание в школах России, успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

      Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. Содержание учебников системы УМК «Школа России» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических). Благодаря включению в учебники разнообразного дополнительного материала (логическме задачи по математике, «Картинная галерея» в литературном чтении и окружающем мире, исторические справки о происхождении слов русского языка, рубрика «Путешествие в прошлое», опыты и элементы исследования в окружающем мире) развиваются познавательные интересы, любознательность. Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. К урокам окружающего мира дети готовят сообщения по теме урока, приносят дополнительную литературу, составляют презентации.

     Предоставление права выбора дается и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.  Я на  своем  собственном опыте не раз убеждаюсь,  в том, что, те знания, которые ученик добудет сам, он усваивает глубже и прочнее, чем те, который учитель преподносит в готовом виде..  Система УМК «Школа России» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся. В процессе обучения формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием необходимых терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя учебные задачи в малых группах. Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. С 1 класса у учащихся формируется умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Учебники по всем предметным линиям системы УМК обеспечивают формирование информационной грамотности учащихся: работу с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта), добывание информации, ее сбор, выделение существенной информации из различных источников. Они учатся делать выбор, работать в команде, аргументировать и согласовывать свои действия, при необходимости корректировать их… Другими словами, они обучаются «умению учиться» — ключевой компетенции начального образования.

        Приобретённые учебные умения и навыки моих учеников становятся универсальными. Согласно требованиям ФГОС НОО, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в начальной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг. Предметом  мониторинга  являются  метапредметные УУД на разных этапах своего формирования.

    Отличительная особенность УМК  «Школа России» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Педагогическую диагностику успешности обучения предлагается проводить ежегодно в начале (сентябре), середине (декабре) и конце (апреле) учебного года. Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которая проводилась в конце предыдущего учебного года. Это дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше и т. д. В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. И наконец, педагогическая диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся. Результаты педагогической диагностики заносятся в специальную таблицу, хранятся на протяжении четырех лет обучения, позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь. Кроме этих диагностических работ, с  целью  мониторинга    уровня  сформированности  предметных  и   метапредметных универсальных  учебных  действий  в  течение  года  проводятся  тематические, итоговые тестовые и контрольные работы. По итогам всех работ  заполняются  таблицы  результатов,  листы  достижений  и  листы наблюдений, которые хранятся в рабочем журнале учителя, где отслеживается формирование УУД учащихся, их индивидуальные учебные достижения по предметам, результаты комплексных работ, а также в портфолио  у  обучающихся.

      В течение года  мной проводится  мониторинг  развития  личностных  и  коммуникативных  УУД.  О  достаточном развитии личностных  универсальных  учебных действий в целом говорит положительное отношение  учащихся  к  занятиям,  на  которых   проводилось тестирование,  явно  выраженный  интерес  к  работе,  стремление  выполнять  задания  как можно  лучше,  несмотря  на  трудности,   желание  эти  трудности  преодолевать.  Владение коммуникативными  универсальными  учебными  действиями  проявилось  в доброжелательности,  доверии  и  готовности  сотрудничать  с  учителем,  педагогом-психологом,  умении  слушать,  вступать  в  диалог,  строить  продуктивные  взаимодействия со взрослыми.

Сводная карта формирования личностных УУД

Год

Класс

Самопознание и самоопределение

Смыслообразование (мотивация)

Нравственно-этическая ориентация

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

2018-2019

1 класс

11%

62%

25%

25%

52%

23%

18%

59%

23%

2019 –2020

2 класс

25

61

14

43

40

17

48

35

17

2020 - 2021

3 класс

33

60

7

64

32

4

53

33

14

Сводная карта сформированности  метапредметных УУД

Регулятивные      УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные УУД

1

класс

2

класс

3

класс

1

класс

2

класс

3

класс

1

класс

2

класс

3

класс

Всего по классу

(ср. балл)

1

1,3

1,5

1,05

1,35

1,5

1,3

1,6

1,7

Высокий уровень

4

10

11

4

9

9

6

10

13

Выше среднего

8

11

10

11

10

11

13

14

12

Средний

8

1

4

5

6

6

5

5

3

Низкий

8

7

3

8

4

2

4

0

0

   Оценивание проводится по двухбальной системе: 2 – высокий уровень, 1, 5 – средний уровень, 1 – средний уровень, 0 – низкий уровень.

      Из таблиц видно, что сформированность личностных и метапредметных УУД в моем классе за  три года имеет тенденцию к росту.   

         В заключение, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Формирование УУД младшего школьника средствами проектно-задачной технологии

Формирование универсальных учебных действий возможно через метапредметный подход - решения проектных задач школьниками....

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы работы обучения

Учебные  затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Через представленную работу была представлено обобщение педагогического опыта в работы учителя....

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

Формирование УУД младших школьников средствами ИКТ.

Здесь опубликован реферат по теме "Формирование УУД младших школьников средствами ИКТ"....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами УМК «Школа России»

Духовно – нравственное воспитание младших               школьников средствами УМК «Школа России» Духовно-нр...