«Информационно-коммуникативная грамотность». Программа
рабочая программа

Голубева Наталья Алексеевна

«Информационно-коммуникативная грамотность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  курсу

внеурочной деятельности «Информационно-коммуникативная грамотность»

для 1 - 4 классов

                         

   

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Общие положения

3

1.2.

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности

4

1.3.

Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности

3

1.4.

Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности

4

1.5.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности

4

  1.6.

Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности

5

2.

  1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности

6

3.

  1. Тематический план с основными видами деятельности обучающихся

7

4.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

9

5.

  1. Критерии оценивания обучающихся

9

8.

  1. Материально-техническое обеспечение

10

9.

  1. Мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты)  

11

10.

  1. Список литературы

14

11.

  1. Приложение

15

  1. Пояснительная записка

  1. Общие положения

          Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы» (далее курс «Основы информационной грамотности»), 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1], основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО)[2]; программы учебного курса «Основы информационной культуры личности», Н.И. Гендина Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: РШБА.

  1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности  в плане внеурочной деятельности. Программа курса «Основы информационной грамотности»  разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

   1 класс: -  8 часов, 2 часа в четверть

   2 класс –  9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)

   3 класс –  9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)

   4 класс –  9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)

   

1.3 Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы

        Курс внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности» в 1-4 классах направлен на создание условий для успешного освоения обучающимися основ информационной культуры.

          Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

          Приоритетом начального общего образования является формирование метапредметных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере обуславливает успешность всего последующего обучения. Помимо общих учебных умений, навыков и способов деятельности наряду с познавательной и речевой деятельностью выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.

      Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

      Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

          Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.

        Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов информационной продукции. Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением,  соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета -  все это составляющие информационно грамотного человека. А информационная грамотность является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе, и  для информационного самообеспечения  учебной деятельности.

         Программа  «Основы информационной грамотности» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах. 

1.4. Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы

     Цель курса: формирование современной информационной культуры личности школьника в условиях информатизации современного общества

Задачи:

 -формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
-формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
-содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией; 
-знакомство с методами критической оценки информации;
-углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей;
-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.

- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).

1.5 Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения

учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы

Освоение детьми программы курса  «Основы информационной грамотности» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Предметные

- правил пользования библиотекой;

- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие,

  форзац);

- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная,

  справочная), иметь представление о различных видах литературы;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,

- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;

- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс   формирования

   внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;

- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в   соответствии

  с возникающими в ходе обучения задачами;

- овладение методами  аналитико–синтетической  переработки информации;

- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов  

  самостоятельной учебной и познавательной работы;

- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически  

   оценить и обработать найденную информацию;

- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
  •  высказываться в устной и письменной формах;
  •  владеть основами смыслового чтения текста;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  •  осуществлять синтез (целое из частей);
  •  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  •  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • использованию навыки поиска и анализа  информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
  •  различать способ и результат действия;
  •  оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  •  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  допускать возможность существования  различных источников информации, в том числе  совпадающих, и учитывать  и сохранить авторство источника информации;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

1.6 Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности

         Видов организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.    

         На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная  экскурсия,  библиотечный урок, конференция,   выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.   Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии,  самостоятельные работы.

2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы

1 класс.

Тема 1. Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой. Вводный урок. - 2 часа

        Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель»,

      «библиотекарь».

Основные правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой.

Тема 2. История возникновения информационных ресурсов. 2 часа

      История появления основных источников информации.   История создания основных источников информации в  прошлом.

       Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

Тема 3. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа

        Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения, медиазона).

       Система расстановки библиотечного фонда. Урок-практикум.

Тема 4. Методы работы с книгой. 1 час.

      Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.     

Тема 5. Подведение итогов года- 1час.

        Практическая работа. Самостоятельный поиск  информации. Устная или письменная презентация результатов поиска.

2 класс

Тема 1. Основные правила пользования библиотекой. Вводный урок. 1 час

          Знакомство с понятиями  «пользователь»,     «документ», «источники», «информация».

Тема 2. Путешествие в книжный город! 1 час

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Тема3. История возникновения информационных центров. 2 часа

Виртуальная экскурсия  по мировым информационным центрам мира и страны. Структура библиотечных систем.

Тема 4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа

Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания)

Тема 5. Методы работы с информацией. 1 час.

 Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации.

Тема 6. Информационная культура школьника. 1 час

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный  Интернет.

Тема 7. Подведение итогов года- 1час.

Практическая работа. Самостоятельный поиск  информации. Презентация дневника чтения за учебный год.

3 класс

Тема 1. Книги верные друзья. 1 час.

 Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге прочитанной за  время летних каникул.

Тема 2. Писатели и художники в одном лице. 1 час.

Творчество писателей – иллюстраторов  детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу.

Тема 3. Будь здорова книжка! 1 час.

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

Тема 4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа

Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя.  

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Тема 5. Методы работы с книгой.  1 час

Структура книги. Знакомство с  основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»;  навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.

Тема 6. Информационная культура школьника.2 часа

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный  Интернет.

Тема 7. Подведение итогов года. - 1час.

Практическая работа. Самостоятельный поиск  информации. Поиск информации по автору  книги.

4 класс

Тема1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. 2 часа

 Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук.

Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. 2 часа Адресный,  фактографический и тематический  поиск и алгоритмы  выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.

Тема 3. Аналитико –синтетическая переработка источников информации. 2 часа

Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации.

Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Тема 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. 2 часа.

Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста.

Способы составления плана и правила оформления.

Тема 5. Подведение итогов по курсу. 1 час.

3. Тематический план учебного курса внеурочной деятельности с основными видами деятельности обучающихся.

1 класс

№ п/п

Раздел, тема

Форма проведения занятия

Виды деятельности

1

Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой.  Вводный урок.

Лекция-обзор

Знакомство с библиотекой. Основные правила пользования библиотекой.

2

Правила обращения с книгой.

Лекция-беседа

Правила обращения с книгой.

Книга в жизни человека. Элементы оформления.

3-4

История возникновения информационных ресурсов.

Виртуальное путешествие в историю

Знакомство с историей   основных источников  информации в  прошлом.

5-6

Библиотека – информационный центр школы. Структура библиотеки.

Урок-практикум

Школьная библиотека, как информационный центр школы. Система расстановки библиотечного фонда

7

Методы работы с книгой.

Урок-практикум

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями.

Правила пользования справочными изданиями.

8

Подведение итогов.

Проверочная работа

Самостоятельный поиск. Устная или письменная презентация результатов работы.

2 класс

№ п/п

Раздел, тема

Форма проведения занятия

Виды деятельности

1.

Основные правила пользования библиотекой.

Лекция - беседа

Знакомство с понятиями «пользователь», документ», «источник», «информация».

2.

Путешествие в книжный город!

Урок - экскурсия

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

3-4.

История возникновения информационных центров

Виртуальное путешествие

Виртуальная экскурсия  по мировым информационным центрам мира и страны. Структура БС.

5-6.

Библиотека – информационный центр школы

Урок - практикум

Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания)

7.

Методы работы с информацией

Лекция - беседа

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника.

8.

Информационная культура школьника

Урок - практикум

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный  Интернет.

9.

Подведение итогов.

Проверочная работа

Самостоятельный поиск. Устная или письменная презентация результатов работы.

3 класс

№ п/п

Раздел, тема

Форма проведения занятия

Виды деятельности

1.

Книги верные друзья.

Урок - практикум

Оформлений отзыва на прочитанную за каникулы книгу.

2.

Писатели и художники в одном лице.

Выставка

Творчество Е.И. Чарушина, В.И. Сутеева. Иллюстрация по тексту

3.

Будь здорова книжка!

Урок - практикум

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

4-5.

Библиотека – информационный центр школы

Урок - практикум

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой.

6.

Методы работы с книгой.

 

Библиотечный урок

Структура книги. Знакомство с  основными элементами книги - «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация».

7-8.

Информационная культура школьника.

Урок - практикум

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный  Интернет.

9.

Подведение итогов.

Проверочная работа

Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место».

4 класс

№ п/п

Раздел, тема

Форма проведения занятия

Виды деятельности

1- 2.

Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества.

Лекция - беседа

Классификация документов по целевому назначению, по регулярности, по объему. Понятия о первичных и вторичных документах.

3 – 4.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения.

Урок - практикум

Адресный, фактографический  и тематический поиск и алгоритмы их   выполнения.

5 - 6.

Аналитико – синтетическая переработка источников информации

Урок - практикум

Виды первичных документов для младших школьников. Компоненты книги. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами.

7 – 8.

Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся.

Урок - практикум

Технология подготовки планов, рассказов и отзывов.

9.

Подведение итогов.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы

У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

•    рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненное, видеть трудности, ошибки);

•    целеполагать (ставить и удерживать цели);

•    планировать (составлять план своей деятельности);

•    моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•    проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 По окончании курса обучающиеся научатся:

  • правил пользования библиотекой;
  • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
  • уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная,
  • справочная), иметь представление о различных видах литературы;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
  • научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
  • воспринимать на слух художественный текст;
  • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс   формирования   внешнего вида книги и ее структуры;
  • понимать значение терминов, определенных программой;
  • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в   соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
  • овладение методами  аналитико–синтетической  переработки информации;
  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов    самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка планов, отзывов и     рассказов,  и т.д.);
  • ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
  • уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

5. Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы - безотметочная система с записью в зачётном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)

Зачёт - учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы,  отзывом на прочитанную книге.

Незачёт - учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные  примеры, не может ответить  на дополнительные вопросы учителя,  не подготовил  отзыв о прочитанной книге.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей также проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, на практических занятиях.

6.  Материально-техническое обеспечение  

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Книгопечатная продукция

1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. - М. РШБА, 2008.

2.  Антипова В. Б. Библиотечные уроки формирования информационной  грамотности учащихся в школьной библиотеке. – М. Глобус, 2009.

3. Заир – Бек С.И., Муштавинская  И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М. Просвещение, 2011.  

4. Антипова В. Б. Я умею работать с информацией: библиотечные уроки, рабочая тетрадь для учащихся 4 кл. – М. Глобус, 2009.

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Интерактивный  комплекс  «Smart Board»   с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.

Используется педагогом - библиотекарем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью педагога-библиотекаря и учащихся.

3.

Информационные источники

1. 2.http:www.viku.rdf.ru.

3.http:www.rusedu.ru.

Электронный  предметно-методический журнал «Школьная библиотека» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео) и   «Библиотека в школе».

Адреса сайта:  http://digital.1september.ru/

http:www. http://rusla.ru/rsba/

3

Учебно-наглядные пособия

34.

Таблицы, портреты:

«Таблицы ББК», «Каталожная карточка», портреты писателей и поэтов,  схема справочно - поискового аппарата библиотеки.

35.

Индивидуальный дидактический, раздаточный материал:

Структура ББК. Алгоритм поиска информации. Алгоритм работы с информационными ресурсами. Правила библиографического описания документов. Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта.

36.

Диагностические материалы

Анкета «Портрет читателя»

Опросник «Что я люблю читать?»

Сопровождение программы  осуществляется на основе:

- научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;

- изданий краеведческой литературы;

- фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.

6.1  Диагностические материалы и контрольно-измерительные материалы (проверочные работы) в Приложении 1.

7. Мониторинг результатов освоения учебного курса «Основы информационной грамотности»  1-4  класс

Ф.И. обучающегося

Обучаемость

Универсальные учебные действия (сентябрь, май)

Личностные УУД

Сентябрь

Май

Познавательное УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Самоопределение

Самопознание

Смыслообразование (ведущие мотивы обучения)

Анализ

Синтез

Логика

Слов-лог мышление

Вывод

Организационные

Информационные

Планирование

Саморегуляция

Организация деятельности

Смысловое чтение

Работа с информацией

Активное слушание

Монологическая речь

Диалог

Работа в группах

1

2

Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ШСОКО)  для единства аналитической системы мониторинга:

Система оценки уровня сформированности УУД:

  • 2 – повышенный уровень
  • 1 - базовый уровень
  • 0 - неудовлетворительный уровень

Характеристика формируемых универсальных учебных действий

 (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Познавательные УУД

Психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Каждый последующий из выделенных навыков опирается на всё более сложные функции мозга: анализ-синтез-сравнение-логика (установление причинно-следственных связей) - вывод

Уровень развития мыслительных навыков у учащихся устанавливается психологами у обучающихся 1 классов (уровень готовности к школьному обучению) вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности познавательных процессов определяется педагогом – библиотекарем  по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года.

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Регулятивные УУД (организационные)

Обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.

Умение принимать и намечать задачи деятельности. Умение рационально планировать деятельность. Умение создавать благоприятные условия для деятельности. Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий по поиску информации).

Навык организации и ведения записей в собственной тетради. 

Уровень развития организационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года.

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Регулятивные УУД (информационные)

Определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Для учителя определяют систему заданий для целенаправленного развития информационных ОУУН, УУД.

Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: «читать и понимать, что не написано», Я.Б. Княжнин). Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д.

Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и т.д.).

Навык использования технических средств (ТСО, ПК) для поиска информации.

Уровень развития информационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года.

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Коммуникативные УУД

Определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения. Для учителя это очень важный параметр при планировании и организации дискуссий, коллективной работы на единую цель и т.д.

Монологическая речь (устная или письменная);

способность вести конструктивный диалог;

способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями).

Уровень развития коммуникативных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся.

Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года.

Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май).

Список литературы:

  1. Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. – М.: МГАП «Мир книги», 1997. – 206с.
  2. Бирюкова А.П. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов» // Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.
  3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.
  4. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – с.40.
  5. Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664с. 
  6. Краткий справочник школьного библиотекаря /О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
  7. Львов С.Л. Книга о книге: Книга для учащихся старших классов. – М., 1980
  8. Тихомирова И.И. Методический словарь справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. – 2003. - №1,2,3,5,6,8,9-10.
  9. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.

Литература для  родителей

  1. Журнал «Семейное чтение», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 20248 
  2. Журнал «Читаем вместе», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 36322 
  3. Журнал «Читайка», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 20246 

Интернет ресурсы для детей и родителей:

  1. Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru- раздел детская литература http://lib.rin/ru.

  1. Детский портал http://kids.rin/ru.

  1.  http://www.kinder.ru/

  1. http://school.edu.ru.

  1. http://www.solnet.ee/

  1. http://edu.rin.ru/

Приложение 1

                                                           Материалы проверочных работ                                                                                                        

Проверочная работа №1

Работа с отраслевой литературой. Распределение литературы по отделам тематического каталога.

Самостоятельный поиск литературы. Составление тематического каталога домашней библиотеки

Индивидуальные задания по изученной теме.

Проверочная работа №2.

Самостоятельная работа со справочными изданиями.

Запись в тетрадь по схеме:

  1. цель информационного поиска;
  2.  вопрос или тема;
  3.  источник информации;
  4. применение найденной информации.

Индивидуальные задания по изученной теме.

Проверочная работа № 3.

Работа с дидактической карточкой «Алгоритм информационного поиска».

Энциклопедия «Что такое. Кто такой», «Словарь юного техника», Детская энциклопедия и словари.

Алгоритм поиска информации

Тема запроса в форме предметной рубрики и или набора ключевых слов

Цель и задача поиска информации:

  • Учебная работа;
  • Исследовательская работа

Определите ограничения поиска:

  • По типу и виду литературы;
  • По месту нахождения информации /публикации;
  • По языку информации /публикации;
  • По ретроспекции (возрасту информации /публикации)

Библиотечно-библиографические ресурсы

Глобальные сетевые ресурсы

Индивидуальные задания по изученной теме.

Проверочная № 4.

Составление плана доклада по естественно - научной тематике.

Подготовить доклад по самостоятельно выбранной теме с применением книг научно - познавательного характера и периодических изданий  «В мире животных», «Юный натуралист», «Свирель».

Дневник читателя 1-2 кл

  1. Автор, название
  2. Персонажи главные
  3. Место действия
  4. Краткое описание, рисунок

Дневник читателя 3-4 кл.

  1. Автор, название
  2. О чём книга?
  3. Главный герой и его характер
  4. Какие интересные события и приключения с ним произошли?
  5. Место  и время действия
  6. Твоё отношение к книге? Понравилась или нет? Почему?


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012 г. №1060, 29 декабря 2014 г.№1643, 18 мая 2015 г. №507)

[2]  МБОУ «Лянторская СОШ №4» от 28.08.2015 №418 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Выступление на августовской конференции работников образования района....

Проект "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сов...

Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся

quot;Читательская грамотность" - способность ччеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и в...

Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"

Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"...