«Информационно-коммуникативная грамотность». Программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу
внеурочной деятельности «Информационно-коммуникативная грамотность»
для 1 - 4 классов
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Общие положения | 3 |
1.2. | Место учебного курса в плане внеурочной деятельности | 4 |
1.3. | Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности | 3 |
1.4. | Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности | 4 |
1.5. | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности | 4 |
1.6. | Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности | 5 |
2. |
| 6 |
3. |
| 7 |
4. |
| 9 |
5. |
| 9 |
8. |
| 10 |
9. |
| 11 |
10. |
| 14 |
11. |
| 15 |
- Пояснительная записка
- Общие положения
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы» (далее курс «Основы информационной грамотности»), 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1], основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО)[2]; программы учебного курса «Основы информационной культуры личности», Н.И. Гендина Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: РШБА.
1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности. Программа курса «Основы информационной грамотности» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
1 класс: - 8 часов, 2 часа в четверть
2 класс – 9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)
3 класс – 9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)
4 класс – 9 часов, 2 часа в четверть (3 четв. 3 – часа)
1.3 Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности» в 1-4 классах направлен на создание условий для успешного освоения обучающимися основ информационной культуры.
Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.
Приоритетом начального общего образования является формирование метапредметных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере обуславливает успешность всего последующего обучения. Помимо общих учебных умений, навыков и способов деятельности наряду с познавательной и речевой деятельностью выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.
Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.
Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.
Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.
Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов информационной продукции. Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета - все это составляющие информационно грамотного человека. А информационная грамотность является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе, и для информационного самообеспечения учебной деятельности.
Программа «Основы информационной грамотности» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
1.4. Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы
Цель курса: формирование современной информационной культуры личности школьника в условиях информатизации современного общества
Задачи:
-формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
-формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
-содействие совершенствованию навыков аналитической деятельности, необходимых при работе с информацией;
-знакомство с методами критической оценки информации;
-углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них информационных потребностей;
-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).
1.5 Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения
учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы
Освоение детьми программы курса «Основы информационной грамотности» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Предметные
- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие,
форзац);
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная,
справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования
внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии
с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически
оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
1.6 Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности
Видов организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы
1 класс.
Тема 1. Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой. Вводный урок. - 2 часа
Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель»,
«библиотекарь».
Основные правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой.
Тема 2. История возникновения информационных ресурсов. 2 часа
История появления основных источников информации. История создания основных источников информации в прошлом.
Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).
Тема 3. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа
Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения, медиазона).
Система расстановки библиотечного фонда. Урок-практикум.
Тема 4. Методы работы с книгой. 1 час.
Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.
Тема 5. Подведение итогов года- 1час.
Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Устная или письменная презентация результатов поиска.
2 класс
Тема 1. Основные правила пользования библиотекой. Вводный урок. 1 час
Знакомство с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация».
Тема 2. Путешествие в книжный город! 1 час
Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
Тема3. История возникновения информационных центров. 2 часа
Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам мира и страны. Структура библиотечных систем.
Тема 4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа
Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания)
Тема 5. Методы работы с информацией. 1 час.
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации.
Тема 6. Информационная культура школьника. 1 час
Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет.
Тема 7. Подведение итогов года- 1час.
Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения за учебный год.
3 класс
Тема 1. Книги верные друзья. 1 час.
Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге прочитанной за время летних каникул.
Тема 2. Писатели и художники в одном лице. 1 час.
Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу.
Тема 3. Будь здорова книжка! 1 час.
Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».
Тема 4. Библиотека – информационный центр школы. 2 часа
Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).
Тема 5. Методы работы с книгой. 1 час
Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.
Тема 6. Информационная культура школьника.2 часа
Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет.
Тема 7. Подведение итогов года. - 1час.
Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги.
4 класс
Тема1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. 2 часа
Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук.
Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. 2 часа Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.
Тема 3. Аналитико –синтетическая переработка источников информации. 2 часа
Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации.
Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Тема 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. 2 часа.
Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста.
Способы составления плана и правила оформления.
Тема 5. Подведение итогов по курсу. 1 час.
3. Тематический план учебного курса внеурочной деятельности с основными видами деятельности обучающихся.
1 класс
№ п/п | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
1 | Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой. Вводный урок. | Лекция-обзор | Знакомство с библиотекой. Основные правила пользования библиотекой. |
2 | Правила обращения с книгой. | Лекция-беседа | Правила обращения с книгой. Книга в жизни человека. Элементы оформления. |
3-4 | История возникновения информационных ресурсов. | Виртуальное путешествие в историю | Знакомство с историей основных источников информации в прошлом. |
5-6 | Библиотека – информационный центр школы. Структура библиотеки. | Урок-практикум | Школьная библиотека, как информационный центр школы. Система расстановки библиотечного фонда |
7 | Методы работы с книгой. | Урок-практикум | Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями. |
8 | Подведение итогов. | Проверочная работа | Самостоятельный поиск. Устная или письменная презентация результатов работы. |
2 класс
№ п/п | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
1. | Основные правила пользования библиотекой. | Лекция - беседа | Знакомство с понятиями «пользователь», документ», «источник», «информация». |
2. | Путешествие в книжный город! | Урок - экскурсия | Экскурсия в городскую детскую библиотеку. |
3-4. | История возникновения информационных центров | Виртуальное путешествие | Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам мира и страны. Структура БС. |
5-6. | Библиотека – информационный центр школы | Урок - практикум | Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания) |
7. | Методы работы с информацией | Лекция - беседа | Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника. |
8. | Информационная культура школьника | Урок - практикум | Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет. |
9. | Подведение итогов. | Проверочная работа | Самостоятельный поиск. Устная или письменная презентация результатов работы. |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
1. | Книги верные друзья. | Урок - практикум | Оформлений отзыва на прочитанную за каникулы книгу. |
2. | Писатели и художники в одном лице. | Выставка | Творчество Е.И. Чарушина, В.И. Сутеева. Иллюстрация по тексту |
3. | Будь здорова книжка! | Урок - практикум | Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». |
4-5. | Библиотека – информационный центр школы | Урок - практикум | Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. |
6. | Методы работы с книгой.
| Библиотечный урок | Структура книги. Знакомство с основными элементами книги - «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация». |
7-8. | Информационная культура школьника. | Урок - практикум | Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет. |
9. | Подведение итогов. | Проверочная работа | Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место». |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
1- 2. | Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. | Лекция - беседа | Классификация документов по целевому назначению, по регулярности, по объему. Понятия о первичных и вторичных документах. |
3 – 4. | Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. | Урок - практикум | Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы их выполнения. |
5 - 6. | Аналитико – синтетическая переработка источников информации | Урок - практикум | Виды первичных документов для младших школьников. Компоненты книги. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами. |
7 – 8. | Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. | Урок - практикум | Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. |
9. | Подведение итогов. |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненное, видеть трудности, ошибки);
• целеполагать (ставить и удерживать цели);
• планировать (составлять план своей деятельности);
• моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании курса обучающиеся научатся:
- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
- уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);
- уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;
- уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная,
- справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- воспринимать на слух художественный текст;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка планов, отзывов и рассказов, и т.д.);
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
5. Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», 1-4 классы - безотметочная система с записью в зачётном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)
Зачёт - учащийся усвоил материал курса, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы, отзывом на прочитанную книге.
Незачёт - учащийся не усвоил материал курса, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя, не подготовил отзыв о прочитанной книге.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей также проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, на практических занятиях.
6. Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание |
1. | Книгопечатная продукция | 1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности. - М. РШБА, 2008. 2. Антипова В. Б. Библиотечные уроки формирования информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. – М. Глобус, 2009. 3. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М. Просвещение, 2011. 4. Антипова В. Б. Я умею работать с информацией: библиотечные уроки, рабочая тетрадь для учащихся 4 кл. – М. Глобус, 2009. |
Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы | ||
2. | Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point. | Используется педагогом - библиотекарем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью педагога-библиотекаря и учащихся. |
3. | Информационные источники | 1. 2.http:www.viku.rdf.ru. 3.http:www.rusedu.ru. |
Электронный предметно-методический журнал «Школьная библиотека» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео) и «Библиотека в школе». | Адреса сайта: http://digital.1september.ru/ http:www. http://rusla.ru/rsba/ | |
3 | Учебно-наглядные пособия | |
34. | Таблицы, портреты: | «Таблицы ББК», «Каталожная карточка», портреты писателей и поэтов, схема справочно - поискового аппарата библиотеки. |
35. | Индивидуальный дидактический, раздаточный материал: | Структура ББК. Алгоритм поиска информации. Алгоритм работы с информационными ресурсами. Правила библиографического описания документов. Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта. |
36. | Диагностические материалы | Анкета «Портрет читателя» Опросник «Что я люблю читать?» |
Сопровождение программы осуществляется на основе:
- научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;
- изданий краеведческой литературы;
- фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.
6.1 Диагностические материалы и контрольно-измерительные материалы (проверочные работы) в Приложении 1.
7. Мониторинг результатов освоения учебного курса «Основы информационной грамотности» 1-4 класс
№ | Ф.И. обучающегося | Обучаемость | Универсальные учебные действия (сентябрь, май) | Личностные УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Май | Познавательное УУД | Регулятивные | Коммуникативные | Самоопределение | Самопознание | Смыслообразование (ведущие мотивы обучения) | |||||||||||||||||||||||||||
Анализ | Синтез | Логика | Слов-лог мышление | Вывод | Организационные | Информационные | ||||||||||||||||||||||||||||
Планирование | Саморегуляция | Организация деятельности | Смысловое чтение | Работа с информацией | Активное слушание | Монологическая речь | Диалог | Работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ШСОКО) для единства аналитической системы мониторинга:
Система оценки уровня сформированности УУД:
- 2 – повышенный уровень
- 1 - базовый уровень
- 0 - неудовлетворительный уровень
Характеристика формируемых универсальных учебных действий
(познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Познавательные УУД | Психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Каждый последующий из выделенных навыков опирается на всё более сложные функции мозга: анализ-синтез-сравнение-логика (установление причинно-следственных связей) - вывод | Уровень развития мыслительных навыков у учащихся устанавливается психологами у обучающихся 1 классов (уровень готовности к школьному обучению) вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности познавательных процессов определяется педагогом – библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Регулятивные УУД (организационные) | Обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося. | Умение принимать и намечать задачи деятельности. Умение рационально планировать деятельность. Умение создавать благоприятные условия для деятельности. Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий по поиску информации). Навык организации и ведения записей в собственной тетради. Уровень развития организационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Регулятивные УУД (информационные) | Определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Для учителя определяют систему заданий для целенаправленного развития информационных ОУУН, УУД. | Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: «читать и понимать, что не написано», Я.Б. Княжнин). Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д. Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и т.д.). Навык использования технических средств (ТСО, ПК) для поиска информации. Уровень развития информационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Коммуникативные УУД | Определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения. Для учителя это очень важный параметр при планировании и организации дискуссий, коллективной работы на единую цель и т.д. | Монологическая речь (устная или письменная); способность вести конструктивный диалог; способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями). Уровень развития коммуникативных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется педагогом-библиотекарем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Список литературы:
- Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. – М.: МГАП «Мир книги», 1997. – 206с.
- Бирюкова А.П. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов» // Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.
- Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.
- Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – с.40.
- Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664с.
- Краткий справочник школьного библиотекаря /О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
- Львов С.Л. Книга о книге: Книга для учащихся старших классов. – М., 1980
- Тихомирова И.И. Методический словарь справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. – 2003. - №1,2,3,5,6,8,9-10.
- Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.
Литература для родителей
- Журнал «Семейное чтение», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 20248
- Журнал «Читаем вместе», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 36322
- Журнал «Читайка», подписной индекс по каталогу «Роспечать» 20246
Интернет ресурсы для детей и родителей:
- Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru- раздел детская литература http://lib.rin/ru.
- Детский портал http://kids.rin/ru.
Приложение 1
Материалы проверочных работ
Проверочная работа №1
Работа с отраслевой литературой. Распределение литературы по отделам тематического каталога.
Самостоятельный поиск литературы. Составление тематического каталога домашней библиотеки
Индивидуальные задания по изученной теме.
Проверочная работа №2.
Самостоятельная работа со справочными изданиями.
Запись в тетрадь по схеме:
- цель информационного поиска;
- вопрос или тема;
- источник информации;
- применение найденной информации.
Индивидуальные задания по изученной теме.
Проверочная работа № 3.
Работа с дидактической карточкой «Алгоритм информационного поиска».
Энциклопедия «Что такое. Кто такой», «Словарь юного техника», Детская энциклопедия и словари.
Алгоритм поиска информации | |||
Тема запроса в форме предметной рубрики и или набора ключевых слов | |||
Цель и задача поиска информации: |
| ||
Определите ограничения поиска: |
| ||
Библиотечно-библиографические ресурсы | |||
Глобальные сетевые ресурсы |
Индивидуальные задания по изученной теме.
Проверочная № 4.
Составление плана доклада по естественно - научной тематике.
Подготовить доклад по самостоятельно выбранной теме с применением книг научно - познавательного характера и периодических изданий «В мире животных», «Юный натуралист», «Свирель».
Дневник читателя 1-2 кл
- Автор, название
- Персонажи главные
- Место действия
- Краткое описание, рисунок
Дневник читателя 3-4 кл.
- Автор, название
- О чём книга?
- Главный герой и его характер
- Какие интересные события и приключения с ним произошли?
- Место и время действия
- Твоё отношение к книге? Понравилась или нет? Почему?
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241, 22 сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012 г. №1060, 29 декабря 2014 г.№1643, 18 мая 2015 г. №507)
[2] МБОУ «Лянторская СОШ №4» от 28.08.2015 №418 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...
Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
Выступление на августовской конференции работников образования района....
Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
Презентация к выступлению...
Проект "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сов...
Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся
quot;Читательская грамотность" - способность ччеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и в...
Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"
Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"...