Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
материал по теме
Выступление на августовской конференции работников образования района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionno.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Дедовичского района
МОУ Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2
Информационно-коммуникативные технологии
в начальной школе
Чиркова Татьяна Викторовна,
заместитель директора по УВР
МОУ Дедовичская средняя школа №2
Дедовичи, 2010 год
Информационно-коммуникативные технологии
в начальной школе
Слайд №2
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными инновационными образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Слайд №3
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока;
- повышение мотивации учащихся;
- мониторинг их достижений.
Слайд №4. Использование ИКТ в начальной школе позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
Слайд №5. ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:
- для обозначения темы урока;
- для создания проблемной ситуации при изучении нового;
- как сопровождение объяснения учителя;
- для контроля учащихся.
Слайд №6. Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
На сегодняшний день трудно представить современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Педагоги нашей школы активно включают ИКТ в учебный процесс. Составление урока с применением ИКТ требует от учителя тщательной подготовки. Необходимо продумать:
- последовательность технологических операций;
- формы и способы подачи информации на экран;
- время мультимедийной поддержки урока.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён К.Д.Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого высказывания не стареет. Урок, включающий слайды презентации, электронных энциклопедий и книг, вызывает у детей эмоциональный отклик. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного, и более 50% того, что видит и слышит одновременно. Таким образом, презентация облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов и способствует повышению качества обучения.
95% учителей нашей школы готовы:
- Создавать презентаций к урокам.
- Работать с ресурсами Интернет.
- Использовать готовые обучающие программы.
- Разрабатывать и использовать собственные авторские программы.
Но в начальной школе лишь в двух классах имеются компьютеры, проекторы и экраны. Наличие данного комплекта в каждом классе остается мечтой для любого педагога. Несмотря на сложившуюся ситуацию, учителя творят, меняются кабинетами, чтобы их ученики развивались в соответствии с запросами общества.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в практике. В течение прошлого учебного года коллектив педагогов начальной школы ни один раз показывали своё мастерство и опыт владения по использованию ИКТ.
Слайд №7
К примеру, Ложкина И.В. разработала и провела урок русского языка «Два Имени» на семинаре директоров Псковского района. Презентация, видеоролики помогли педагогу провести урок на одном дыхании и получить высокую оценку своей деятельности.
Слайд №8
Федорова И.А. - победитель конкурса профессионального мастерства «Учитель года Псковского района – 2010» в своей практике использует множество мультимедийных уроков, на которых учитель не ставит цель – «удивить» учеников новыми технологиями, а лишь стремится и добивается высоких и качественных результатов.
Слайд №9.
При помощи ИКТ Богданова Л.Н. на открытом районном уроке провела виртуальное путешествие по России. Демонстрация презентации увлекла в путешествие не только детей, но и педагогов.
Слайд №10.
Возможности мультимедиа позволяют Чирковой Т.В. сделать уроки насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя в класс, дети интересуются: «Что нового и интересного они узнают сегодня?». А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развивать и поддерживать которую должен педагог.
Слайд №11.
Возможности ИКТ позволяют разнообразить не только урочную деятельность, но и внеклассную работу. Педагоги с учащимися готовят классные и школьные мероприятия, любое мероприятие украшают презентации, клипы, видео ролики. Так, Александрова Г.И. показала внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость и доброта» на РМО учителей начальных классов. Слайды презентации содержали занимательный материал, который дети с удовольствием решали и разыгрывали перед зрителями.
Слайд №12.
Петрова Л.В. всегда идет в ногу со временем, праздник «Прощание с Азбукой» был украшен не только первоклашками, но и сказочными героями, которые задавали вопросы и смотрели на детей с большого экрана.
Слайд №13.
Учебный курс «Шахматы» для второклассников проводит Иванова И.В.. Возможности ИКТ позволяют педагогу объяснить правила игры сразу двадцати ученикам в игровой форме.
Современные ИКТ используются учителями и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследования, и подготовка буклетов, презентаций, рефератов. Например, некоторые работы учеников, участвовавших в проектах:
Гаврилова Настя, 2 класс, тема работы «Я знаю русский язык» на Всероссийский конкурс «Познание и творчество», учитель Чиркова Т.В.
Ушакова Ирина, 2 класс, тема презентации «Планета, на которой мы живем», в рамках классного проекта «Планета – наш дом», учитель Федорова И.А.
Слайд №14.
Итак, мы видим, что применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их применять в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, а сколько умение добывать их и умение самостоятельно эти знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Слайд №15.
Поздравление педагогов с новым учебным годом.
В заключение своего выступления разрешите поздравить всех с началом учебного года. Пусть этот год будет плодотворным для учителей начальных классов ДСОШ №2, так как они первопроходцы, которым предстоит работать по новому ФГОСу второго поколения. А всем педагогам района творческих успехов, гениальных открытий и человеческого счастья.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
Презентация к выступлению...
« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе
Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...
Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.
Доклад для научно-практической конференции руководителей и педагогов Александровского района....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Данная статья представлена на районной научно-практической конференции как обобщение опыта по теме "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....
Современные информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.
Статья к Окружным педагогическим чтениям...
"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...