Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
материал по теме

Балабан Татьяна Викторовна

Выступление на августовской конференции работников образования района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionno.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Дедовичского района

МОУ Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2

Информационно-коммуникативные технологии

в начальной школе

Чиркова Татьяна Викторовна,

заместитель директора по УВР

МОУ Дедовичская средняя школа №2

                  Дедовичи, 2010 год

Информационно-коммуникативные технологии

в начальной школе

Слайд №2

 Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными инновационными образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Слайд №3

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  1. усиление интенсивности урока;
  2. повышение мотивации учащихся;
  3. мониторинг их  достижений.

Слайд №4. Использование ИКТ  в начальной школе позволяет проводить уроки:

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  2. обеспечивает наглядность;
  3. привлекает большое количество дидактического материала;
  4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  1. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный  подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд №5. ИКТ  могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. для обозначения темы урока;
  2. для создания проблемной ситуации при изучении нового;
  3. как сопровождение объяснения учителя;
  4. для контроля учащихся.

Слайд №6. Применение ИКТ: 

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

На сегодняшний день трудно представить современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Педагоги нашей школы активно включают ИКТ в учебный процесс. Составление урока с применением ИКТ требует от учителя тщательной подготовки. Необходимо продумать:

  1. последовательность технологических операций;
  2. формы и способы подачи информации на экран;
  3. время мультимедийной поддержки урока.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён К.Д.Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого высказывания не стареет. Урок, включающий слайды презентации, электронных энциклопедий и книг, вызывает у детей эмоциональный отклик.  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного,  30% увиденного, и более 50% того, что видит и слышит одновременно. Таким образом, презентация облегчает  процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов и способствует повышению качества обучения.

95% учителей нашей школы готовы:

  1. Создавать презентаций к урокам.
  2. Работать  с ресурсами Интернет.
  3. Использовать  готовые обучающие программы.
  4. Разрабатывать и использовать собственные  авторские программы.  

Но в начальной школе лишь  в двух  классах имеются компьютеры, проекторы и экраны. Наличие данного комплекта в каждом классе остается мечтой для любого педагога. Несмотря на сложившуюся ситуацию, учителя творят, меняются кабинетами, чтобы их ученики  развивались в соответствии с запросами  общества.

        Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть  и широко использовать в практике. В течение прошлого учебного года коллектив педагогов начальной школы ни один раз показывали своё мастерство и опыт владения по использованию ИКТ.

Слайд №7

К примеру, Ложкина И.В.  разработала и провела урок  русского языка «Два Имени» на семинаре директоров Псковского района. Презентация, видеоролики помогли педагогу провести урок на одном дыхании и получить высокую оценку своей деятельности.

Слайд №8

Федорова И.А. - победитель конкурса профессионального  мастерства «Учитель года Псковского района – 2010» в своей практике использует множество мультимедийных уроков, на которых учитель не ставит цель – «удивить» учеников новыми технологиями, а лишь стремится и добивается высоких и качественных результатов.

Слайд №9.

При помощи ИКТ Богданова Л.Н. на открытом районном уроке провела виртуальное путешествие по России. Демонстрация презентации увлекла в путешествие не только детей, но и педагогов.

Слайд №10.

Возможности мультимедиа позволяют Чирковой Т.В. сделать уроки насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя в класс, дети интересуются: «Что нового и интересного они узнают сегодня?». А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развивать и поддерживать которую должен педагог.

Слайд №11.

Возможности ИКТ позволяют разнообразить не только урочную деятельность, но и внеклассную работу. Педагоги с учащимися готовят классные и школьные мероприятия, любое мероприятие украшают презентации, клипы, видео ролики. Так, Александрова Г.И. показала внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость и доброта» на РМО учителей начальных классов. Слайды презентации содержали занимательный материал, который дети с удовольствием решали и разыгрывали перед зрителями.

Слайд №12.

Петрова Л.В. всегда идет в ногу со временем,  праздник «Прощание с Азбукой» был украшен не только первоклашками, но и сказочными героями, которые задавали вопросы и смотрели на детей с большого экрана.

Слайд №13.

Учебный курс «Шахматы» для второклассников проводит Иванова И.В.. Возможности ИКТ позволяют педагогу объяснить правила  игры сразу двадцати ученикам  в игровой форме.

        Современные  ИКТ используются учителями и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследования, и подготовка буклетов, презентаций, рефератов. Например, некоторые работы учеников, участвовавших в проектах:

Гаврилова Настя, 2 класс, тема работы «Я знаю русский язык» на Всероссийский конкурс «Познание и творчество», учитель Чиркова Т.В.

Ушакова Ирина, 2 класс, тема презентации «Планета, на которой мы живем», в рамках классного проекта «Планета – наш дом», учитель Федорова И.А.

Слайд №14.

Итак, мы видим, что применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению  главной задачи образовательной политики. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их применять в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, а сколько умение добывать их и умение самостоятельно эти знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Слайд №15.

Поздравление педагогов с новым учебным годом.

В заключение своего выступления разрешите поздравить всех с началом учебного года. Пусть этот год будет плодотворным для учителей начальных классов ДСОШ №2, так как они первопроходцы, которым предстоит работать по новому ФГОСу второго поколения. А всем педагогам района творческих успехов, гениальных  открытий и человеческого счастья.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.

Доклад для научно-практической конференции руководителей и педагогов Александровского района....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Данная статья представлена на районной научно-практической конференции как обобщение опыта  по теме "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...