В помощь учителю
учебно-методический материал

Ирина Васильевна Комарова

В работе представлены различные классификации методов обучения, а также представлена классификация УУД

О разных способах чтения в начальных классах

Технология урока "открытия" нового знания

Технология урока "рефлексии"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Наглядные

Практические

Индуктивные

Дедуктивные

Репродуктивные

Проблемно-поисковые

Под руководством преподавателя

Самостоятельная работа обучаемых

  • рассказ
  • объяснение
  • беседа
  • дискуссия
  • лекция
  • работа с книгой

  • Метод иллюстраций 
  • Метод демонстраций 
  • Упражнения
  • Лабораторные работы
  • Практические работы

Методы

стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательные игры

Учебная дискуссия

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно - деятельностные игры

Убеждения в значимости учения

Предъявления требований

Поощрения и наказания

Метод

контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Устные зачеты

Устные экзамены

Письменные контрольные работы

Письменные зачеты

Письменные экзамены

Письменные работы

Компьютерный контроль

Контрольно-лабораторный контроль



Предварительный просмотр:

  О разных способах чтения в начальных классах

Жанр произведения

Способ (вид) чтения

 Цель чтения текста

 Мифы

 Легенды

 Жития

Сказания

 Былины

Историко-литературные тексты

Первичное чтение осуществляется учителем, учащимся предлагается ознакомительное чтение

Познакомиться с представлениями древних людей о мире и человеке

Стихотворения

Басни

Рассказы

Повести

Сказки

Художественные прозаические тексты

Первичное (эмоциональное) чтение осуществляется хорошим чтецом; учащимся предлагается аналитическое (изучающее) чтение

Выявить и озвучить эстетические достоинства текста; изучить компоненты текста, имеющие идейно-эстетическую значимость

Статьи

Очерки

Документальные рассказы

Научно-познавательные тексты

В 1-2 классах учащимся предлагается изучающее чтение; в 3-4 классах – проблемно-просмотровое самостоятельное чтение

Вычитать нужную информацию и запомнить её; выполнить мыслительные операции сравнения, вычленения, анализа, обобщения

                          Внеклассное чтение

1 класс  ------  1 раз в неделю 20 минут от урока чтения

2 класс  ------   1 раз в неделю

 

3 класс  ------   1 раз в неделю

4 класс  ------   1 раз  в 2 недели



Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в традиционном обучении в начальной школе.

Технология урока «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Структура:

                     Этапы

            Содержание

Требования

           Обратить внимание

I.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  (1-2 мин)

Цель этапа :выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Необходимо:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

  1. Смотрим включение детей в деятельность.
  2. Как учитель определил содержательные рамки урока?

Наблюдается ли готовность к учебной деятельности?

II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин).

Цель этапа : подготовка мышления уч-ся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Необходимо:

1) воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

2) активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы

(память, внимание и т.д.);

3) актуализировать норму пробного учебного действия («надо»-«хочу»-«могу»);

4) уч-ся должны попытаться выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) уч-ся должны зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

1) актуализация ЗУНов мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний;

2) фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

1) Соответствует ли задание содержательной установке урока?

2) Свободно ли владеют дети предложенным содержанием?

3) Выявляются ли причины ошибок?

4) Является ли индивидуальная деятельность детей  проблемной ситуацией?

5) Зафиксирована ли самими уч-ся запланированное затруднение?

III. Выявление места и причина затруднения (2 мин).

Цель этапа: осознание учащимися недостаточности их знаний или способностей.

1) уч-ся должны проанализировать шаг за шагом с опорой на знакомую запись и проговаривание вслух, что и как они делали;

2) уч-ся должны зафиксировать операцию, на которой возникло затруднение (место затруднения);

3) уч-ся должны соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения у них не хватает для решения исходной задачи и задач такого типа (причина затруднения).

1) формирование громкой речи;

2) где и почему возникло затруднение.

1) Самостоятельно ли дети указали причину затруднения?

2) Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия?

IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе-выбор способов и средств их реализации.

1) уч-ся в коммуникативной форме должны сформулировать конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

2) уч-ся должны предложить и согласовать тему урока, которую учитель может уточнить;

3) уч-ся должны выбрать способ построения нового знания (как?)-метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из раннее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

4) уч-ся должны выбрать средства для построения нового знания (с помощью чего?)-изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

1) определена ли цель и тема урока самими уч-ся;

2) выбрали ли уч-ся способ построения нового знания (как? с помощью чего?).

1) Выявлен ли признак нового алгоритма?

2) Не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации?

3) Зафиксирована ли цель и тема урока?

V. Реализация построенного проекта (7-8 мин)

Цель этапа: построение уч-ся нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого типа.

1) уч-ся должны на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2) при построении нового знания должны использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

3) должны применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

4) должны зафиксировать в обобщённом виде новый способ действий в речи и знаково;

5) должны зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

1) решили ли уч-ся учебную задачу с помощью выбранного метода;

2) зафиксировали ли уч-ся новый алгоритм в языке и знаково.

1) Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоятельно?

2) Предложено ли решение проблемы самими детьми?

3) Не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации?

4) Достаточно ли зафиксирован новый способ действий?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель этапа: усвоение уч-ся нового способа действий.

1) уч-ся должны решить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

2) при этом должны проговаривать вслух выполненные шаги и их обоснование-определения, алгоритмы, свойства и т.д.

1) решение детьми типовых заданий на новый способ действия;

2) проговаривание способа решения в громкой речи.

1) Успешно ли справились дети с предложенными заданиями?

2) Согласованы ли процесс решения заданий и его комментирование?

3) Грамотна ли речь?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Необходимо:

1) организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку уч-ся своих решений по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка;

4) для уч-ся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

1) самостоятельное решение, самоконтроль типовых заданий;

2) должна быть создана мотивация на успех каждого ребёнка.

1) Самостоятельно ли дети проверяли свою работу?

2) Какая часть детей её верно выполнила?

3) Организована ли корректировка знаний для детей не справившихся с работой?

4) Создана ли мотивация на успех для каждого ребёнка?

VIII. Включение в систему знаний и повторения (7-8 мин)

Цель этапа: включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Необходимо:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

1) включение нового знания в систему знаний;

2) обязательно решение задач на повторение и закрепление ранее изученного.

1) Какая часть включена в самостоятельное решение задач на повторение?

2) Реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели выполнения?

IX. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)

Цель этапа: самооценка учениками собственной учебной деятельности, осознание метода построения границ применения нового способа действия.

Необходимо:

1) организовать (через правильно поставленные вопросы) рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) уч-ся должны соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень соответствия цели и результатов;

3) уч-ся с учителем: намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Корректные вопросы:

  1. Что нового узнали?
  2. Каким способом?
  3. Где используется?
  4. Каковы результаты (класса, мои собственные)?
  5. Что нужно сделать ещё?

1) Подведена ли рефлексия через вопросы?

2) Самооценка должна быть обязательно.

  1. Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание?
  2. Проведена ли самооценка детьми своей деятельности? Каков итог?
  3. Каково эмоциональное и психофизическое состояние детей?

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной                         нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проек-                        та выхода из затруднения).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Этапы

Содержание

I. Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель этапа: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности (в данном случае речь идёт о норме коррекционной деятельности).

Учитель формирует цель урока и устанавливает тематические рамки содержания. При этом включается эмоциональный компонент - мотивация.

Необходимо:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
  3. установить (исходя из решённых ранее задач) тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления уч-ся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

  1. Организуется повторение используемых алгоритмов, правил, понятий с фиксацией соответствующих эталонов.
  2. Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности: тесты,…)
  3. Этап завершается самопроверкой уч-ся по готовому образцу своих работ с фиксацией ошибок (без исправления ошибок)..

III. Локализация индивидуальных затруднений. (этап аналогичный постановке учебной задачи).

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Уч-ся уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.

Уч-ся, не допустившие ошибки: на данном и следующем этапах выполняют задания на творческом уровне или выступают как консультанты.

IV. Построение проекта коррекции.

Цель этапа: постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств реализации.

  1. Уч-ся должны сформулировать индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применить).
  2. Выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи им нужно ещё раз осмыслить и понять и каким образом они будут делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках).

V. Обобщение затруднений во внешней речи. (Аналогичный этапу первичного закрепления).

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Необходимо:

  1. организовать обсуждение типовых затруднений;
  2. проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание следует уделить тем уч-ся, у которых возникли затруднения – лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

VI. Самостоятельная работа по эталону.

Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Уч-ся, допустившие ошибки:

  1. выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
  2. проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;
  3. фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

В это время уч-ся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

  1. выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
  2. выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате уч-ся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или с консультантом).

VIII. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание уч-ся метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Уч-ся:

  1. уточняют алгоритм исправления ошибок;
  2. называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  3. фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  4. оценивают собственную деятельность на уроке;
  5. намечают цели последующей деятельности;
  6. в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Поэтапное введение ФГОС нового поколения" из опыта работы. Материал в помощь учителю прилагается

В 2010-2011 уч. году я работала по ФГОС нового поколения.  Поэтапное введение и апробация стандартов 2 поколения успешно осуществляется. Опыт своей работы представлен в ресурсе....

В помощь учителю для отработки навыка чтения английской транскрипции учащимися.

Уважаемые коллеги!Путем проб и ошибок пришла к созданию так называемого тренажера для отработки навыка чтения сочетающихся транскрипционных знаков учащимися.Тренажер работает!Читать надо начинать пост...

В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

Электронное пособие в помощь учителю музыки при изучении темы"Развитие музыки"

Данное пособие расчитано на 3 класс, III четверть по теме "Развитие музыки", в которое вошли следующие разделы:Знакомство с понятием и видами музыкального развитияТворчество С. С. ПрокофьеваСимфоничес...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....