Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ
методическая разработка
Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения письму леворуких детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема леворукости, или точнее неправорукости, в настоящее время рассматривается в контексте глобальной и весьма актуальной межполушарной асимметрии мозга. В любом виде деятельности человека все виды асимметрии различным способом взаимодействуют, сочетаются друг с другом. Самой древней из замеченных признаков моторной асимметрии человека является рукость, то есть ведущая роль правой или левой руки. Под рукостью понимается устойчивое предпочтение руки, закрепляемое в ходе онтегенеза. Когда ребенок отдает предпочтение левой руке, особых причин для беспокойства нет. Однако он отличен от своих сверстников, у него своя особенность, непохожесть, «зеркальность».
Данные о связи леворукости с патологией речи весьма противоречивы. Отмечаются особенности мышления леворуких детей с ограниченными возможностями здоровья, выявляющиеся в признаках «зеркальности»: перестановка слогов, чтение справа налево, поздняя дифференциация «право - лево», затруднения в ориентировке в пространстве.
В начальной школе (1-4 классы 8 вида 1в.) проводилось логопедическое обследование. Из 50 учеников было выявлено 9 леворуких учеников, что составляет 18% от общего числа учащихся. Леворукость определялась по одному признаку – ребенок пишет левой рукой.
Для исследования были использованы специальные тесты. На выявление скрытого левшества применялся тест, состоящий из четырех проб: для определения ведущего уха при разговоре по телефону, ведущего глаза при фиксации взгляда, ведущего пальца при переплетении кистей рук и ведущей руки при перекресте рук на груди.
Результаты этого исследования позволили разделить детей по рукости на 3 группы. В группу с выраженной праворукостью вошло 20 учеников, в группу со слабой праворукостью - 21 ученик, в группу с выраженной леворукостью - 9 учеников. Слабая леворукость и амбидекстрия ни у кого из обследованных выявлены не были.
Дети с выраженной праворукостью выполняли все основные действия (при письме, рисовании, резании ножницами, еде) правой рукой. Леворукое выполнение отмечалось только в одном случае при раздаче лото и в трех случаях при нанизывании бусин. Дети со слабой праворукостью выполняли основные действия правой рукой, но при выполнении отдельных действий использовали левую руку чаще, чем ученики с выраженной праворукостью. Наиболее часто левая рука использовалась ими при выполнении сенсибилизированных проб, не связанных с привычными действиями – при раздаче лото, нанизывании бусин, аплодировании.
Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. При обучении детей, пишущих левой рукой, необходимо учитывать их особенности. Учащиеся слабо ориентируются в пространстве и плоскости, у них еще недостаточно развиты мышцы кисти рук, координация движения пальцев предплечья, дети испытывают трудности в различении правой и левой сторон тела по отношению к другим людям. Ученики, стоя лицом к педагогу и видя, как он поднимает правую руку, поднимут за ним левую. Поэтому необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве.
Для отработки дифференциации правой и левой частей тела детям предлагаются следующие упражнения: поднять правую (левую) руку, показать предмет правой (левой) рукой, взять предмет правой (левой) рукой. Далее следует приступить к различению частей тела: правой и левой ноги, глаз, ушей.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону следует маркировать цветным карандашом. Большое внимание уделяется специальным упражнениям для развития графомоторных навыков и совершенствованию координации движений руки: штриховки, обводки картинок по линиям и по точкам, прописывание элементов фигур в строчках.
Проблема обучения детей, пишущих левой рукой, не ограничивается вопросами развития графомоторных навыков. Дело в том, что у леворуких детей наблюдается большая распространенность смешения букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, чем у праворуких. Для предупреждения и уменьшения количества подобных ошибок письма проводятся специальные упражнения на развитие зрительно-пространственного гнозиса:
1.Отыскать в таблице изображение буквы, которая изображена зеркально, и обвести. Аналогичную работу можно проводить с изображением цифр.
2.Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом.
3.Определить, какая буква занимает неправильное положение.
4.Определить с закрытыми глазами на ощупь, какая буква в руках и придумать слово, начинающееся на эту букву.
5.Выложить по образцу букву пуговицами, проволокой, шнурками, лепка из пластилина.
Необходимым условием работы с неправорукими детьми также является работа по развитию зрительной памяти. Можно предложить задания в виде игры «Чего не стало?», «Кто в домике живет?». Необходимо развивать ассоциативную память у детей-левшей. Давать ассоциацию, связанную с буквой. «А» - аист (в птице – стилизованная буква А), «У» - уши (в длинных ушах зайца – стилизованная буква У).
Параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализатора и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций. Большое значение отводится заданиям на сравнение смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Работу над различением смешиваемых букв следует проводить в такой последовательности: дифференциация изолированных букв, дифференциация букв в словах, в предложениях, в тексте. В результате систематического логопедического воздействия обеспечивается положительная динамика при обучении письму леворуких детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по обучению письму леворуких детей.
Рекомендации по обучению леворуких детей письму....
«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»
Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....
Обучение письму леворуких детей
Теоретические и практические аспекты в обучении леворуких детей письму....
Использование личностно-ориентированного подхода при обучении письму леворуких детей с ОВЗ
Методы, приемы и особенности письма леворуких детей...
Специфика обучения письма леворуких детей
В статье рассмотрены психофизиологические особенности детей с ведущей правой и левой рукой....
Презентация: «Особенности обучения письму первоклассников ( на основе анализа прописей)»
hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги...