Технология критического мышления
статья

Тимофеева Лариса Витальевна

Технология критического мышления

Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие , актуальное для развития преподавания и обучения . Внедряя данную технологию, мы предполагаем адаптацию сознательного и обдуманного подхода к критическому мышлению как у учителей, так и учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.kriticheskoe_myshlenie.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие , актуальное для развития преподавания и обучения . Внедряя данную технологию, мы предполагаем адаптацию сознательного и обдуманного подхода к критическому мышлению как у учителей, так и учеников.

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.

Развитие КМ связывают с более поздними стадиями образования : обучение учащихся старших классов средней школы и высших учебных заведений. Но основы критического мышления могут быть развиты и в начальной школе в целях развития необходимых навыков. Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

 Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления, которые приемлемы для использования в начальной школе.

Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.

Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:

Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

« Высказывания». Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:

 - Текст можно делить на части

 - Текст имеет заголовок

 - Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно

 - Когда я пишу сочинение , я составляю текст

 - Текст можно составить по опорным словам.

При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»

Пример опроса по теме « Части речи»

 - Что такое Имя существительное?

 - Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

 - Для чего служит предлог?

 - Какую роль выполняет местоимение?

 - Назовите морфологические признаки ИС.

 - В чем различие между именем существительным и предлогом ?

 - Предположим, что из нашей речи исчезли

глаголы, имена прилагательные - это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления, позволяет выразить собственное мнение.

Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах.

«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол». « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов. Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.

Следующий прием эффективен при парной работе

Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.

«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок. Как хорошо !»

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»

Повторение ключевых понятий темы « Текст»

 « ДА – НЕТ»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)

Текст бывает только описание (нет) и т. д.

« Инсерт».

Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой.

 Маркировка на доске

*V* - я это знаю

* - * - я думал иначе

*+* - это новое для меня

*?* - я не понял

На стадии «Рефлексия»

Рефлексия учебной деятельности -

Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3 - 4 класс)

 «Верные и неверные высказывания»

1. Текст состоит из предложений. +

2. К тексту нельзя придумать название.  -

3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -

5. В тексте всегда о чем - то или о ком - то говорится. +

6. Текст можно разделить на части. +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +          

Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос : как учить мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Эта модель описана С.И. Заир – Бек.

Основу модели составляет трёхфазовый процесс, что соответствует таким стадиям урока:

•подготовительный – стадия вызова;

•восприятие нового – смысловая стадия или стадия реализации смысла (осмысление содержания);

•присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить обучающихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Детям предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого – то вопроса (явления), связанного с целями обучения.

На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) обучающиеся занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между изучаемым и ранее усвоенным материалом. На этой стадии идёт работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или все классом.

На стадии рефлексии обучающимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. На этой стадии детям предоставляется возможность оценить себя и товарищей в плане приращённого знания, проанализировать процесс, методы и приёмы, которыми пользовались при обучении, определить области, где требуется дополнительная литература. Стадия рефлексии даёт возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ребёнок сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на уроках, с учетом специфики каждого предмета.

Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приемов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления.

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Для этого я использую приёмы:

- «Загадка»,

- «Прогнозирование по названию и иллюстрации» - для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.

- Таблицу «Знаю – хочу знать - узнал» - для актуализации опорных знаний. После работы в группе ответы вписываются в первые две колонки таблицы, третью колонку дети заполнят в конце урока на стадии рефлексии.

На этапе «Осмысления» использую прием - «Чтение с остановками». Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. Одним из моих любимых приемов на этапе поиска ответов является «Чтение с пометами» этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Даю задание прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку на полях. Этот приём использую на уроках литературного чтения, окружающего мира.

На этапе «Рефлексия» использую приёмы: таблицу «Знаю – хочу знать - узнал», дети в группах заполняют третью графу таблицы и высказывают своё мнение. «Эссе» - короткая письменная работа, в которой дети выражают свои мысли, что нового узнали по данной теме, на какой вопрос не получили ответа. Для того чтобы ребята смогли выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа использую приём «Синквейн»

Алгоритм составления синквейна:

Кто? Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает о данном персонаже? Фраза из 4 слов

Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)

На уроках и во внеурочной деятельности возможно использовать некоторые приемы развития критического мышления:

- приём «Взаимовопрос»;

- приём «Корзина идей»;

- приём «Составление синквейнов»;

- интеллектуальная разминка;

- приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

-кластер;

- «Верно – неверно».

       Расскажу про прием, который использую на своих уроках - "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер".

      Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

         Объявляется тема урока.

         Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

         Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

         Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания я, обычно, кратко записываю на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно нам - учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

         Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

         На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....